Музыкальный руководитель

Веселая зимняя пора

10.12.2018

Зима принесла много снега, радости, зимних игр да забав. Ну, и мы стараемся на музыкальных занятиях слушать музыку, которую композиторы написали о зиме, ее природе. 

Очень полюбилась музыкальная картинка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик», а также «Зимняя дорога» фрагмент первой симфонии П.И.Чайковского, ну, и конечно, «Дед Мороз» Р.Шумана. 

Ребята любят эти музыкальные сцены обыгрывать в танцевальных и оркестровых композициях. Очень нравится им играть в музыкальные игры, посвященные зимним забавам, это и «Саночки», «Снежные комочки», «Северный ветер» и много других игр. А также водить хороводы «Метелица», «На дворе морозы студеные», играть на музыкальных инструментах в оркестре: «Снег», «Маленькой елочке», «Зимняя полечка».

Незаметно подкрадывается новогодняя пора, и у нас идет полным ходом подготовка к праздникам. Дети очень ждут этой сказочной поры, и мы стараемся создать детям праздник удивительный и полный неожиданностей и сюрпризов.

Г.В.Алексютина, муз. руководитель

Музыкальные развлечения для детей в детском саду

07.11.2018

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Музыкальные развлечения рассматриваются как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. В организации досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, родители. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Праздники и развлечения ставят своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.

Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. Они, прежде всего, являются средством эстетического развития ребенка, поскольку в них используются различные виды искусств, также развлечения способствуют развитию у детей интереса к музыке. Использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. И, конечно, если в этих мероприятиях участвуют родители и родные детей, то значимость их становится на ступень выше, а эмоциональное проживание праздника оставляет глубокий след в душах детей.

Я бы хотела сегодня поделиться впечатлениями после наших игровых программ для детей и родителей, проведенных в осеннем октябре. А дело было в Простоквашино, куда нас пригласил почтальон Печкин, чтобы помочь Шарику и Матроскину собрать урожай в огороде. Ну, и не обошлось без веселых шуток, игр, комедийных историй. На фотографиях видны все положительные эмоции, задор, юмор и радость детей от совместных с родителями игр. Ну, а в отзывах родителей мы читаем благодарности и слова признательности за радостные, позитивные минуты проведения с детьми.

Г.В. Алексютина, муз. руководитель

Мы любим слушать музыку!

21.11.2018

Музыкальное воспитание в детском саду подразумевает не только пение песен и хороводов, танцевальных номеров и музыкальных игр, но основная задача музыкального руководителя – привить любовь детей к музыке, научить их понимать и реагировать на различные жанры и формы музыкальных произведений. Так, в ноябре у нас были запланированы музыкальные гостиные, где дети встречались с творчеством композиторов-классиков и показывали уже, как итог, свои знания и умение воспринимать знакомые пьесы П.И.Чайковского (дети ср.гр. № 8), и С.С.Прокофьева (дети ст.гр. № 11). Воспитательное значение пьес П.И. Чайковского из "Детского альбома" и «Детской музыки» С.С.Прокофьева состоит в том что, эта музыка - волшебная, чарующая, тревожная, нежная, волнующая - вызывает в слушателях эмоциональный отклик, желание сопереживать, не оставляет равнодушными. Особенностью музыки является то, что она может с огромной силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в жизни. Слушая с детьми эти произведения, можно заметить, как дети увлекаются звучанием  музыки, переживают события, переданные в музыкальных произведениях; живо откликаются на характер, настроение пьес, стараются своё отношение к музыке передать в движениях, игре на музыкальных инструментах. Эти пьесы легко воспринимаются на слух, в них понятны все сюжеты, их легко обыграть. Например, "Марш деревянных солдатиков". Каждый ребёнок представляет себе этих маленьких солдатиков, как они маршируют и играют в свои игрушечные барабаны. Если ты умеешь играть на барабане и чётко маршировать, можно придумать целую сказку. Героями сказки могут стать родные - мама, папа, брат, сестра, или дети группы.

Таким образом, музыкальное наследие П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева - клад для работы с детьми дошкольного возраста по развитию интереса к классическим произведениям. Музыка этих великих русских композиторов доступна детям по средствам выразительности, развивает эмоциональную выразительность, способствует накоплению чувственного опыта, умению сопереживать, откликаться на настроение героев. 

Наши ребятишки с огромным удовольствием слушают музыку композиторов-классиков и легко запоминают как названия произведений, так и их характер и жанры. Все родители, которые посетили наши музыкальные гостиные, я думаю, убедились в этом и были очень довольны музыкальным развитием своих детей.

Вот некоторые кадры с наших развлечений: «Вальс»,  «Болезнь куклы».

Г.В. Алексютина, муз. руководитель

Дети и музыка! Слушать или нет?

28.02.2019

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни, разговаривайте о услышанном.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

Рогожина Н.И., музыкальный руководитель

Вундеркинды

18.10.2019

Дети высокой музыкальной одаренности встречаются редко. Очень многие люди, у которых в свое время не разглядели музыкальный талант, становятся врачами, инженерами, рабочими…  А возможно они могли бы стать Моцартами, Чайковскими… Каждый человек индивидуален. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолютно одинаковых людей. И тут возникает некая педагогическая проблема, очень важная: как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одаренность ребенка?

Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу, как родителей, так и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период ребенка. А что, если ваш малыш музыкально одарен? Ведь совсем не факт, что любой талант непременно раскроется, пробьет себе дорогу, рано или поздно проявит себя. И тут обратите внимание на слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Родители важнее педагогов»! Речь идет о музыкальном воспитании в дошкольные годы!

Конечно, мы сразу представляем себе реакцию усталых от повседневных забот родителей: «Какое музыкальное воспитание? Какой Моцарт? Ведь ни на что нет времени! Да и как мы можем заниматься, если даже нот не знаем? И пианино у нас нет…».  Но ведь родители, желающие помочь ребенку полюбить музыку, могут сделать многое, даже не зная нот и не играя на инструменте. Довольно часто родители, видя склонность ребенка к пению или танцам, не считают это признаком музыкальной одаренности. «Подумаешь, невидаль! Это каждый сможет!» И поэтому они не видят необходимости эти склонности поддерживать и специально развивать, что, конечно, ошибочно.  А как на самом деле определить: вундеркинд ваш ребенок или нет? Моцарт или не Моцарт? Вопрос, как говорится, интересный. Потому что дети с высоким уровнем музыкальной одаренности  - это действительно чудо! И тайна, которую до сих пор пока никому не удалось разгадать. Если, скажем, в чисто интеллектуальной сфере можно предположить, что родятся дети с высоким уровнем интеллекта, то в художественной сфере такой определенности нет и в помине. Часто, напротив, талант, что называется, «на детях отдыхает»… И все-таки встречаются дети с высокой музыкальной одаренностью не так уж редко.  Возможность ошибиться в одаренности ребенка достаточно велика. Есть немало примеров, когда детей- вундеркиндов даже не принимали в музыкальную школу, так как они фальшиво пели. Но объяснялось это не плохим слухом, а неумением управлять голосом.

И все-таки могут ли родители, в том числе и не имеющие музыкального образования, определить особый музыкальный талант своего ребенка? Думаю, что это возможно. Конечно, встречаются исключения, но некоторые стороны личности чудо- ребенка примерно одинаковы. Перечислим самые распространенные из таких показателей.

1.     Одаренный ребенок, как правило, все делает рано – раньше обычных детей: раньше держит голову, садится, начинает ходить и говорить.

2.     Одаренный ребенок любит спрашивать. Причем вопросы вундеркиндов подчас неожиданны и необычны.

3.     У одаренного ребенка обостренное эмоциональное восприятие. Он радуется, печалится, переживает за больных или убитых животных, плачет и смеется особенно ярко и шумно. И конечно же вундеркинд-музыкант эмоционально восприимчив к музыке. У таких детей рано вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Как правило, музыкально одаренным детям нравятся произведения великих композиторов-классиков – у них высокий музыкальный вкус! И что особенно поразительно: вкус этот проявляется у ребенка, даже если он воспитывался в семье, где классику вообще не любят и не слушают. В этом и состоит чудо!

4.     Дети вундеркинды, больше чем обычные дети, любят одиночество. Они могут подолгу находиться одни в комнате, думая о чем-то своем, иногда даже сочиняя свою музыку. Тут, безусловно, надо их похвалить, и помочь эту музыку заучить.

5.     У чудо-детей хороший музыкальный слух, способность быстро подбирать мелодию на фортепиано, хорошее чувство ритма. На занятиях с такими детьми обучение игре на музыкальных инструментах продвигается значительно быстрее, чем с обычными детьми, и овладение техническими трудностями происходит с большей легкостью.

Так как же воспитывать музыкально одаренного ребенка? – я расскажу в следующей статье музыкального воспитания вашего ребенка.

Г.В. Алексютина, муз.руководитель

Вундеркинды

05.11.2019

Продолжение темы: Так как же воспитывать музыкально одаренного ребенка?

  Прежде всего, надо постараться создать в доме благоприятную моральную атмосферу любви, согласия, терпимости (это относится ко всем детям, но к вундеркиндам особенно). Музыкально одаренные дети, хотя и любят одиночество, но нуждаются в общении. Только родители могут удовлетворить любознательность такого ребенка, выслушать его фантазии, музыкальные сочинения… Вместе прослушивать красивые классические произведения, полюбившиеся детские песенки из мультфильмов, петь знакомые песни.  Не стоит в раннем возрасте жестко форсировать музыкальные занятия, и не давать играть детям в их любимые спортивные игры. Иногда ранний форсированный старт сказывается на ребенке отрицательно. Немало примеров, когда желание родителей реализовать заложенный в вундеркинде музыкальный потенциал приводил к звездной болезни, ребенок лишался детства. Это приводит к депрессивным состояниям, и даже к психическим заболеваниям…

    Мы за «золотую середину», за тактику компромиссов, когда с одной стороны делается все, чтобы поддержать интерес чудо-ребенка к музыке, а с другой стороны, ему дается свобода выбора. Мы за обучение, когда исключаются фразы: «Пока не сыграешь это место десять раз, есть не получишь!» Мы за то, чтобы в воспитании вундеркиндов, как, впрочем, и обычных детей, господствовал принцип знаменитого чешского педагога Яна Коменского: «Сначала любить, а потом учить!»

    Начинать с колыбели! 

 С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. Если хотите, чтобы ваши дети полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное. Некоторые родители спрашивают: «А что, если у нас нет слуха, и я пою фальшиво?» У специалистов на этот счет нет единого мнения.  Но главное в пении родителей не точное интонирование, а эмоциональный контакт, любовь к пению, теплое душевное напевание. Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные. Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и реагирует на нее эмоционально: при звуках колыбельной лежит тихо, спокойно, под живую, веселую музыку улыбается, радуется.  Такую активность надо всячески поддерживать: можно ритмично сгибать и разгибать ручки малыша. Все это не только способствует улучшению настроения, развивает координацию движений, но и создает важную эмоциональную связь: музыка - это радость и удовольствие. С большим интересом ребенок до года слушает музыку, следит за куклой, которая под звуки марша шагает, а под вальс начинает танцевать. Удобны петрушечные куклы, погремушки, бубны. Ребенок затихает, когда звучит классическая музыка Чайковского, Моцарта, Бетховена, Вивальди.

    Взрослым нужно учесть несколько правил: музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно, и особенно слишком громко. В этом случае она перестает восприниматься как удовольствие и радость. Не надо давать слушать музыку ребенку, если он в это время не расположен ее воспринимать. Избегайте игрушек, издающих чрезмерно громкие и резкие звуки. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. В таких случаях наступает пресыщение, как некий звуковой фон. В три-четыре года большое значение в музыкальном развитии имеют детские музыкальные инструменты, осваивать которые нужно поочередно.

 Малыши - музыкальный народ. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации. Раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и легкой.

Однако при обучении детей пению необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Петь громко - не значит петь хорошо! Голосовой аппарат ребенка нежный и хрупкий. Формирование голосовых связок происходит с раннего детства до двенадцати лет. Таким образом, до этого возраста дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому, маленьким нельзя петь громко. Решающее значение имеет пример родителей. Иногда родители ругают малыша: «Что ты там мурлычешь себе под нос? Поешь - так пой!»  И ребенок привыкает к мысли, что петь громко - значит петь хорошо.

2. При совместном пении не заглушайте голос ребенка. Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В.Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки». В интересах ребенка спойте детские песенки. Старайтесь при этом не заглушать его голос.  Напротив, пусть малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

3. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво. Это важно. Ребенок не уверен в своих возможностях, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Просто при пении подскажите ему, что нужно  прислушиваться к вашему голосу или к мелодии песни, звучащей на инструменте.

4. Используйте кукол и рисунки. Научить малыша красиво петь помогут доступные примеры из жизни. Игрушки, картинки, иллюстрации к песням помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

 

  Желаю вам удачи в музыкальном воспитании ваших детей!

 

Алексютина Г.В., муз. руководитель

01.01.2017

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.