Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа «шахматы» для спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ), разработана на основе программы «Путешествие в шахматное королевство» Авербах Ю.Н (г. Москва, 1988 г.). Программа составлена на основании нормативно-правовых документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, Стратегия развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9.11.2018 г. № 196, Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 04.12.2007 г.№329 – ФЗ, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устав МАДОУ детский сад № 36 и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность. Направленность. Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (далее программа). Актуальность. Программа предназначена для углубленного изучения игры шахматы. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Благодаря играм в шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Вопервых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей. Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению обучающихся в творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации обучающихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества. Новизна программы В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых шахматами. Педагогическая целесообразность. Шахматы это сфера интеллектуальной деятельности, в которой основной формой является игра двух партнеров. Игра способствует развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает решительность, усидчивость; игра в шахматы - это школа терпения и критического подхода к себе и партнерам. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению интеллектуального уровня обучающихся, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Цель программы: Цель программы – обучение игре в шахматы. Задачи: Образовательные: - изучить историю игры в шахматы, известных шахматистов; - знать правила и законы игры; - уметь использовать теоретические знания на практике игры; - создать условия для выполнения обучающимися спортивных разрядов. Развивающие: - развивать логическое мышление; - развивать зрительную память; - развивать концентрацию внимания, усидчивость; Воспитательные: - формировать дисциплинированность и целеустремленность; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость, умение договариваться. Отличительная особенность Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Возраст детей: программа предназначена для обучающихся, желающих заниматься шахматами, не имеющих медицинских противопоказаний с 6-7 лет. Адресат программы: Занятия проводятся на базе образовательных учреждений. Количество занимающихся в группе 10 – 15 человек. Уровень освоения. Знакомятся с историей развития шахмат, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры. Начинают изучить основы теории шахматной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с игрой в шахматы с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят тренировочные игры и турниры на спортивные разряды. Форма обучения индивидуальная и групповая. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через тестирование, контрольные и практические задания, участия в районных, республиканских и российских соревнованиях. Обучающиеся более углубленно изучают тактику и технику игры, стратегию, игру в окончаниях «дебюты», более сложные примеры в композиции, продолжают тренировочные игры, упражнения, анализ партий, участвуют в турнирах и соревнованиях. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный опрос, сдача итоговых тестов, участие в районных и республиканских соревнованиях. На основе полученных знаний обучающиеся участвуют школьных, матчевых, районных и республиканских соревнованиях. О результатах обучения можно судить по итогам участия в районных, республиканских соревнованиях. Сроки реализации: В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл. 10 ст. 75 п. 4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Учебнотренировочный процесс рассчитан на 46 недель в условиях ДЮСШ. Форма обучения – очная. Занятия проводятся в форме групповых тренировок, лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных испытаний, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.В случае форс-мажорных обстоятельств обучение проводится в дистанционной форме с использованием письменных план-заданий с помощью мессенджеров Ватсап, Вконтакте и т.п. Режим занятий: Количество занятий в неделю – 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа: (30 минут). Объем программы составляет 92 часа. Ожидаемые результаты: Личностные результаты освоения программы: - развитие личностно значимых качеств, межличностного общения, обеспечивающего успешность совместной деятельности на соревнованиях; - умение осуществлять контроль, оценку собственных действий на соревнованиях; - умение работать в группе. Метапредметные результаты освоения программы: - развитие логического мышления у обучающихся; - развитие зрительной памяти; - развитие концентрации внимания, усидчивости Предметные результаты освоения программы: - знание элементарных понятий шахматной игры; - владение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; - уверенное применение дебютных вариантов; - умение разыгрывать стандартные эндшпильные позиции; - знание истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров. Формы контроля: Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется итоговая аттестация (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения обучающихся в динамике в течение прохождения всего курса. Анализ работы обучающихся также можно оценивать по протоколам, по итогам районных и республиканских соревнований. Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в форме тест-заданий и оценки итогов выступлений обучающихся в соревнованиях. Диагностика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач проводится в форме опроса родителей, классных руководителей, а также в форме анкетирования обучающихся.