Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Шахматы»
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая
программа «шахматы» для спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ), разработана на
основе программы «Путешествие в шахматное королевство» Авербах Ю.Н (г. Москва,
1988 г.). Программа составлена на основании нормативно-правовых документов: Закон
«Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, Стратегия
развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Приказ
Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
от 9.11.2018 г. № 196, Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от
04.12.2007 г.№329 – ФЗ, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», Устав МАДОУ
детский сад № 36 и локальными актами, регламентирующих образовательную
деятельность.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная-дополнительная
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (далее
программа).
Актуальность. Программа предназначена для углубленного изучения игры
шахматы.
Игра в
шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития
интеллекта ребенка в игровой форме. Благодаря играм в шахматы дети учатся быть
терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели,
вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях
дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого
количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у
детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные,
талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.
«Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Вопервых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в
собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет
корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде
и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность
формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые
эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на
сферу саморегуляции детей.
Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более
квалифицированно подойти к вовлечению обучающихся в творческо-поисковый процесс,
к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации
обучающихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.
Новизна программы В процессе изучения у обучающихся формируется
потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся
приобщаются к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном
развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В
шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые
значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в
подготовке спортсменов высокого класса.

Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой
культуры. Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не
оставляя равнодушными даже людей, малознакомых шахматами.
Педагогическая целесообразность. Шахматы это сфера интеллектуальной
деятельности, в которой основной формой является игра двух партнеров. Игра
способствует развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает
решительность, усидчивость; игра в шахматы - это школа терпения и критического
подхода к себе и партнерам.
Шахматы - это не только игра,
доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,
формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и
техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы, особенно
большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном
объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень
большую роль в формировании логического и системного мышления играют
шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению интеллектуального уровня
обучающихся, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях
ограниченного времени.
Цель программы:
Цель программы – обучение игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю игры в шахматы, известных шахматистов;
- знать правила и законы игры;
- уметь использовать теоретические знания на практике игры;
- создать условия для выполнения обучающимися спортивных разрядов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительную память;
- развивать концентрацию внимания, усидчивость;
Воспитательные:
- формировать дисциплинированность и целеустремленность;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость, умение
договариваться.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на
начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля»,
более общее изложение основных положений без излишней детализации.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно,
чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны
создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в
объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Возраст детей: программа предназначена для обучающихся, желающих

заниматься шахматами, не имеющих медицинских противопоказаний с 6-7 лет.
Адресат программы: Занятия проводятся на базе образовательных учреждений.
Количество занимающихся в группе 10 – 15 человек.
Уровень освоения.
Знакомятся с историей развития шахмат, правилами игры, основными понятиями
теории, начинают тренировочные игры.
Начинают изучить основы теории шахматной игры, тактические приемы, основы
игры в окончаниях, знакомятся с игрой в шахматы с композицией и дебютами. Вместе с
этим проводят тренировочные игры и турниры на спортивные разряды.
Форма обучения индивидуальная и групповая. Анализ и оценка результатов
деятельности осуществляется через тестирование, контрольные и практические задания,
участия в районных, республиканских и российских соревнованиях.
Обучающиеся более углубленно изучают тактику и технику игры, стратегию, игру
в окончаниях «дебюты», более сложные примеры в композиции, продолжают
тренировочные игры, упражнения, анализ партий, участвуют в турнирах и соревнованиях.
Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный
опрос, сдача итоговых тестов, участие в районных и республиканских соревнованиях. На
основе полученных знаний обучающиеся участвуют школьных, матчевых, районных и
республиканских соревнованиях. О результатах обучения можно судить по итогам
участия в районных, республиканских соревнованиях.
Сроки реализации: В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» гл. 10 ст. 75 п. 4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и
утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Учебнотренировочный процесс рассчитан на 46 недель в условиях ДЮСШ.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся в форме групповых тренировок,
лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи
контрольных испытаний, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных
подготовок, индивидуальных занятий.В случае форс-мажорных обстоятельств обучение
проводится в дистанционной форме с использованием письменных план-заданий с
помощью мессенджеров Ватсап, Вконтакте и т.п.
Режим занятий: Количество занятий в неделю – 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по
2 часа: (30 минут).
Объем программы составляет 92 часа.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:
- развитие личностно значимых качеств, межличностного общения, обеспечивающего
успешность совместной деятельности на соревнованиях;
- умение осуществлять контроль, оценку собственных действий на соревнованиях;
- умение работать в группе.
Метапредметные результаты освоения программы:
- развитие логического мышления у обучающихся;
- развитие зрительной памяти;
- развитие концентрации внимания, усидчивости
Предметные результаты освоения программы:
- знание элементарных понятий шахматной игры;
- владение приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- уверенное применение дебютных вариантов;
- умение разыгрывать стандартные эндшпильные позиции;
- знание истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров.
Формы контроля:

Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность и
через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития
обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.
Организуется итоговая аттестация (в конце учебного года). После проведения
диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения обучающихся
в динамике в течение прохождения всего курса. Анализ работы обучающихся также
можно оценивать по протоколам, по итогам районных и республиканских соревнований.
Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в
форме тест-заданий и оценки итогов выступлений обучающихся в соревнованиях.
Диагностика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач
проводится в форме опроса родителей, классных руководителей, а также в форме
анкетирования обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».