Положение о наставничестве

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении детский сад № 36 «Радуга» (далее – МАДОУ) определяет порядок
осуществления наставничества (далее – Положение).
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в МАДОУ.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество – норма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся
в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и
на поддержку его сильных сторон.
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу МАДОУ.
1.4. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения
должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает заведующий
МАДОУ.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МАДОУ,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному
и
социальному
развитию
педагогических
работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в МАДОУ психологически комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей
раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем

проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать
помощь
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникативной
среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития и методической поддержки педагогических
работников МАДОУ, региональных систем научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и
внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и
дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности МАДОУ, ознакомление с
традициями и укладом дошкольной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
- знакомить
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы
и работы в коллективе, направленными на развитие их способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В МАДОУ реализуются следующие формы наставничества:
1. Наставничество «педагог - педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«педагог-профессионал-педагог, вовлеченный в различные формы поддержки
сопровождения».
2.
Наставничество
«заместитель
заведующего
по
учебновоспитательной работе - педагог» способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары

«руководитель образовательной организации - педагог», нацеленную на
совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов в организации посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и
ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего
МАДОУ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических
работников МАДОУ детский сад № 36».
3.2. Наставник назначается с его письменного согласия приказом
заведующего МАДОУ.
3.3. Заведующий МАДОУ:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МАДОУ;
- издает локальные акты МАДОУ о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в МАДОУ;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в МАДОУ;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями
по проблемам наставничества (заключение договоров о
сотрудничестве, о
социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в
конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества
ит.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Заместитель заведующего:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в
МАДОУ);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта совместно с методическим советом
наставников и системным администратором;
- осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
соответственными и неформальными представителями региональной системы

наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует
повышение
уровня
профессионального
мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о
реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов
и групп педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в
образовательной организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- совместно с заведующим МАДОУ участвует в разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических
работников,
информационном
сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной
странице сайта) МАДОУ социальных сетях (совместно с куратором и системным
администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников МАДОУ с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к руководителю МАДОУ с просьбой о сложении
с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами МАДОУ при
осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами МАДОУ,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества

(методический (педагогический) совет и пр.);
- осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные
конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
МАДОУ;
- обращаться к заведующему МАДОУ с ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- Реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы
в МАДОУ;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе
- учиться у наставника передовым, инновационным методами формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- Профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- У наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом заведующего МАДОУ.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1.
Завершение
персонализированной
программы
наставничества
происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
- изменение
сроков
реализации
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников.
7.2. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации персонализированной
программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана
мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте МАДОУ
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
МАДОУ создается специальный раздел (рубрика).
8.2. На сайте размещаются сведения об имеющихся реализуемых
персонализированных программах наставничества педагогических работников,
базы наставников и наставляемых, результатах деятельности наставничества,
методические рекомендации, новости и др.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения заведующим
МАДОУ и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными
актами МАДОУ.

Приложение 1
Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества
педагогических работников в МАДОУ
№

Наименование
этапа

Содержание деятельности и примерный план
мероприятий
Подготовка и принятие локальных нормативных
правовых актов образовательной организации:
– приказ «Об утверждении положения о системе
наставничества педагогических работников в
МАДОУ»
– Положение
о
системе
наставничества
педагогических работников в образовательной
организации,
– Приложение 1 – Дорожная карта (план
мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в
МАДОУ).
– приказ(ы) о закреплении наставнических
пар/групп с письменного согласия их участников на
возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью.
– подготовка персонализированных программ
наставничества – при наличии в организации
наставляемых.

1.

Подготовка условий
для реализации
системы
наставничества

2.

Формирование банка
наставляемых

1) Сбор информации о профессиональных
запросах педагогов.
2) Формирование банка данных наставляемых,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.

3.

Формирование банка
наставников

4.

Отбор и обучение

1) Проведение
анкетирования
среди
потенциальных наставников в образовательной
организации, желающих принять участие в
персонализированных программах наставничества.
2) Формирование банка данных наставников,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.
1) Анализ банка наставников и выбор подходящих
Для конкретной персонализированной программы

5.

Организация
и
осуществление работы
наставнических
пар/групп

6.

Завершение
персонализированных
программ
наставничества

7.

Информационная
поддержка
системы
наставничества

Наставничества педагога / группы педагогов.
2) Обучение наставников для работы с
наставляемыми:
подготовка методических материалов для
сопровождения наставнической деятельности;
проведение консультаций, организация обмена
опытом среди наставников – «установочные сессии»
наставников.
1) Формирование наставнических пар/групп.
2) Разработка персонализированных программ
наставничества для каждой пары/группы.
3) Организация
психолого-педагогической
поддержки
сопровождения
наставляемых,
несформировавших пару или группу (при
необходимости),
продолжение
поиска
наставника/наставников.
1) Проведениемониторингакачествареализацииперс
онализированныхпрограммнаставничества(анкетиро
вание);
2) Проведение конференции или семинара.
3) Проведение итогового мероприятия (круглого
стола)
по
выявлению
лучших
практикнаставничества;пополнениеметодическойко
пилкипедагогическихпрактикнаставничества.
Освещение мероприятий Дорожной карты
осуществляется на всех этапах на сайте МАДОУ и
социальных
сетях,
по
возможности
на
муниципальном и региональном уровнях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».