Аннотация к рабочей программе группы № 3 для детей 5-6 лет

Аннотация к рабочей программе группы № 3 для детей 5-6 лет
Рабочая программа группы № 3. Разработана в соответствии с Основной
общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 «Радуга»
(далее Рабочая программа).
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного
уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Рабочая программа определяет объем обязательной части, который в соответствии со
ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы
с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и
планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Федеральной программы.
В Рабочей программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы.
В целевом разделе Рабочей программы представлены: цели, задачи, принципы её
формирования; планируемые результаты освоения Рабочей программы для детей 5-6 лет;
подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Рабочей программы включает задачи и содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для детей 5 – 6 лет
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов
и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов
и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия

2

педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционноразвивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Рабочей программы входит рабочая программа воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Рабочей программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий ее реализации; организации развивающей предметнопространственной среды (далее - РПГТС) в группе; материально-техническое обеспечение
Рабочей программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для использования в
образовательной работе с детьми 5-6 лет, а также примерный перечень рекомендованных для
семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлен режим работы группы, расписание непосредственно
образовательной деятельности, календарный план воспитательной работы.
Педагогам предоставлено право выбора способов реализации образовательной
деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического
коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов,
возрастных возможностей.
Реализация Рабочей программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает
ее интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО,
зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении требований к реализации Рабочей программы и создании единой
образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и
начального общего образования.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты
освоения Рабочей программы и описание подходов к педагогической диагностике
достижений планируемых результатов.
Пояснительная записка.
Целью Рабочей программы является разностороннее развитие ребёнка в период
дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
ФОП ДО - 03

3

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России1.
Цель Рабочей программы достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Рабочая программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;

1

Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
ФОП ДО - 03

4

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Планируемые результаты реализации Рабочей программы.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности
ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Рабочей
программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка
данного возраста.
Обозначенные в Рабочей программе возрастные ориентиры имеют условный характер,
что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребёнком планируемых
результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом
психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении
критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в
планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы.
Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в освоении
образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую
целевую группу.
Планируемые результаты
К пяти годам:
ФОП ДО - 03

5

ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности;
ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные
движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием
играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их
правильной организации;
ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его
словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со
взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам
поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по
примеру педагога проявляет сочувствие;
ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и
«пожалуйста»;
ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению
педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к
признанию и уважению сверстников;
ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в
повседневной жизни;
ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике;
отражает эти представления в играх;
ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в
совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы
объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью
взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст;
ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он
был создан;
ФОП ДО - 03

6

ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной
деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не
только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой
активностью и любознательностью;
ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности
объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые
категории с указанием характерных признаков;
ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность
экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки
сделать логические выводы;
ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье,
семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в
группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы,
некоторых памятных местах;
ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного
края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни
природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно
относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением
непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их
последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра»,
ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания
окружающей действительности;
ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на
отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;
ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной
деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках,
развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя
разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;
ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно
использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в
развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании
игровой обстановки;

ФОП ДО - 03

7

ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к
результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в
режиссерских играх.
К шести годам:
ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности,
проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам,
показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет
упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении
несложных комбинаций из знакомых упражнений;
ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание
других детей и организовать знакомую подвижную игру;
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе
ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на
сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в
общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к
незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на
общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к
педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников,
учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков
опирается на нравственные представления;
ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и
профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых,
стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании,
участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила
безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и
безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами,
безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами
безопасного поведения на улице;
ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и
учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает
ФОП ДО - 03

8

вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу
или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок,
сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства,
демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и
понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками
личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о
социальном, предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности
причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет
любознательность;
ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания
окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим
операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим,
оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом,
ориентировкой в пространстве и времени;
ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности,
использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет,
знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской
жизни; знает название своей страны, её государственные символы;
ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может
классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и
потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года,
соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в
музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и
художественно-творческие способности;
ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке;
взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки,
создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства
выразительности, использует разнообразные материалы;
ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности,
умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных
событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ФОП ДО - 03

9

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном
соответствии с игровой задачей и правилами.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе
полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей2, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы
как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 3;
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся4.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2
3
4

Пункт 3.2.3 ФГОС ДО
Пункт 4.3 ФГОС ДО.
Пункт 4.3 ФГОС ДО.
ФОП ДО - 03

10

2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика освоения программы проводится в начале и в конце
учебного года. Результаты фиксируются в таблицах. В течение учебного года ведется
динамическое наблюдение за развитием ребенка. Результаты фиксируются в картах
индивидуального развития ребенка.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами
для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением
ребёнка
в
деятельности
(игровой,
общении,
познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления
ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота
проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности
ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме,
что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке,
построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики
существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, осознанно и целенаправленно
проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Участие ребёнка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для
ФОП ДО - 03

11

решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической
помощи.

ФОП ДО - 03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».