Содержание 1. Пояснительная записка …………………....................………………….…3 2. Нормативная часть программы……………........................................….…4 2.1. Общие требования к организации тренировочных занятий....................4 2.2. Особенности проведения тренировочных занятий...................................4 2.3. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической подготовке............................................................................................................5 2.4. Учебно-тематический план……….............................................................5 3. Методическая часть…………………….....................……………………..6 3.1. Теоретическая подготовка...........................................................................7 3.2. Практическая подготовка..........................................................................11 3.3. Воспитательная работа..............................................................................11 3.4. Медицинский контроль.............................................................................11 4. Система контроля и зачетные требования……………………....………11 4.1. Контрольно-переводные нормативы по специальной физической подготовке..........................................................................................................11 Список используемой литературы...................................................................12 1. Пояснительная записка Развитие физической культуры в нашей стране стало важным фактором воспитания подрастающего поколения. Оно помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развивать физические и нравственные возможности. Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время. Дополнительная общеобразовательная - дополнительного общеразвивающая программа «Футбол» в соответствии с законом «Об образовании в Российской федерации», нормативно - правовыми актами, регулирующими деятельность МАДОУ детский сад № 36. Данная программа адаптирована под реальные условия Учреждения. На данную программу зачисляются дети с 5-7 лет, желающие заниматься физической культурой и спортом на спортивно-оздоровительной ступени. Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность учебного года в группах составляет 41неделю, включая летний период. Тренировочный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью, целостном развитии физических и психических качеств, морально-волевых качеств, социализации и адаптации. Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у детей основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: – укрепление здоровья детей посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; – развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Планируемые результаты. Результатом реализации Программы является формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий. Учебный материал программы охватывает разделы, отражающие два вида подготовки обучающихся: теоретическую и практическую. Теоретическая подготовка включает в себя знания по развитию физической культуры и спорта в России, технике безопасности, режиме дня, гигиене, по использованию спортивного оборудования и инвентаря. Практическая подготовка включает в себя общую физическую подготовку и специальную в избранном виде спорта, контрольно-переводные нормативы по годам обучения. На каждый раздел обучения отводится определенное количество часов, которое соответствует учебно-тематическому плану по годам обучения. Нормативная часть 2. 1. Общие требования к организации тренировочных занятий 2.1.1. На спортивно-оздоровительную ступень зачисляются все желающие заниматься физической культурой и спортом и имеющие разрешение от врача-педиатра. 2.1.2. Общеразвивающая программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. Промежуточная аттестация проводится в октябре месяце. Она предусматривает зачетное занятие по офп и сфп. Итоговая аттестация проводится в мае, где занимающиеся проходят контрольные испытания по офп, сфп и переводятся на следующий год обучения. 2.2. Особенности проведения тренировочных занятий Поскольку учебные занятия должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определенных правил: - учитывать состав занимающихся, их физическое развитие и физическую подготовленность; - правильно сочетать средства и формы физической культуры с учетом возрастных особенностей; Структура учебных занятий. Приступая к проведению занятия, тренер-преподаватель обязан хорошо знать структуру занятия: вводная, основная и заключительная части, имеющие свои задачи и соответствующее содержание. Содержание программы включает в себя – основные требования, средства и методы реализации педагогических задач. Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всей группой, другие же выполняются поточно, т.е. один за другим в составе нескольких малочисленных групп. Нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. В подготовительной части занятия тренер-преподаватель организует занимающихся для занятий, подготавливает организм занимающихся к выполнению учебных и воспитательных задач, реализуемых в основной части. В основной части занятия решаются такие задачи, как формирование у занимающихся различных двигательных умений и навыков и развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) воспитание моральных (патриотизм, коллективизм, трудолюбие, честность) и волевых качеств (смелость, решительность, выдержка) у занимающихся. Упражнения, требующие физического напряжения, должны чередоваться с упражнениями на релаксацию. Основными средствами являются физические упражнения: подготовительные, подводящие и основные упражнения общей и специальной физической подготовки, основы видов спорта. Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, чтобы занимающиеся могли получить правильные ощущения о разучиваемом движении. Исправляя ошибки, следует выделять характерные особенности для данного упражнения. При проведении физических упражнений важно следить за координацией рук и ног, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Следует научить детей правильно дышать при беге и ходьбе. В конце занятий уделяется до 15 минут для постепенного приведения организма в более спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности). Организованное завершение занятия, подведение итогов, задание на дом. Основными средствами являются: строевые упражнения, медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание и т.п. Наряду с указанными задачами, характерными для каждой части учебного занятия решается и такая важная задача, как сообщение занимающимся новых сведений и знаний по физической культуре и спорту. Причем делается это в любой части занятия (в начале, непосредственно перед упражнениями его основной части или в конце). Дозировка физической нагрузки. Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления учащегося, является дозирование физической нагрузки. Наиболее распространенными способами физической нагрузки являются: длительность самих упражнений и подвижных игр; количество повторений; темп и ритм движений. Постепенное повышение нагрузки следует осуществлять ступенчато. Наиболее простой способ измерения физической нагрузки – это повеличине пульса, т. е. по ЧСС при выполнении упражнений и реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. В подготовительной части занятия учащение пульса должна увеличивается не менее, чем на 20-25%; после выполнения ОРУ – не менее, чем на 50%, специальных упражнений – не менее, чем на 60-70%, после подвижных игр до 70-90%. В конце занятия показание пульса, по сравнению с исходной величиной, повышается на 1520%. По окончанию занятия пульс должен прийти в норму. Год обучения 2.3. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической подготовке. 1-2 Возраст занимающихся (лет) 5-7 Минимальное число обучающихся в группе (чел.) 15 Кол-во учебных часов в неделю (час.) 1 Кол-во занятий в неделю (раз) 1 Требования по физической подготовке Выполнение нормативов ОФП 2.4.Учебно-тематический план Разделы подготовки Количество часов по годам обучения 1 2 Вводное занятие. Физическая культура и спорт. 0,5 0,5 Развитие футбола в России и зарубежом. 0,5 0,5 Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом. 0,5 0,5 Итого часов: 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1,5 6,5 1 1 1 1 1 1,5 6,5 10 12 10 40 1 10 10 12 40 1 Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения Строевые упражнения Легкоатлетические упражнения Акробатические упражнения Гимнастические упражнения Подвижные игры Итого часов: 2. Специальная физическая подготовка Упражнения для развития быстроты Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития ловкости Итого часов: Контрольные нормативы 3. Методическая часть 3.1. Теоретическая подготовка При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст детей и излагать материал в доступной им форме. Теоретическая подготовка в спортивных группах поводится в виде коротких сообщений, рассказов, бесед в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, формирование здорового образа жизни. 1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт. Порядок и содержание работы секции. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. 2. Развитие футбола в России и за рубежом. Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Всероссийские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Международные и российские юношеские соревнования.Современный футбол и пути его дальнейшего развития. 3. Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение инструктажа по охране труда при проведении занятий в спортзале, тренажерном зале. 4. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Общее понятие о гигиене. Гигиеническое значение водных процедур. Гигиена сна. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объёма и интенсивности занятий. Значение и содержание самоконтроля. Вредное влияние курения и алкоголя на здоровье и работоспособность организма. 5. Оказание первой помощи при травмах. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности. 6. Правила игры в футбол. Разбор правил игры. Правила и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. 7. Места занятий, оборудование и инвентарь. Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к его состоянию. Уход за футбольным полем. Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними. 8. Сведения о строении и функциях человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. 3.2. Практическая подготовка Общая физическая подготовка Основная задача- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. В спортивно-оздоровительных группах целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку, а также развивать физические качества путем специально подобранных упражнений. 1.Строевые упражнения: Построения в шеренгу, колонну. Расчет. Повороты: налево, направо, кругом. Передвижения: обычным и строевым шагом, в обход. 2.Общеразвивающие упражнения: 2.1.Упражнения для мышц шеи: вращения, повороты, наклоны головы в разных направлениях. 2.2.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания рук, махи, вращения, отведения, опускания, поднимания, рывковые движения. Упражнения выполняются в различных положениях – стоя, сидя, лежа, на месте, в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером. 2.3.Упражнения для туловища: наклоны, вращения таза, повороты. Переход из положения лежа в сед и обратно, разнообразные сочетания этих упражнений, упражнения, способствующие формированию осанки. 2.4.Упражнения для мышц ног: поднимание на носках, пятках; ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы; выпады, пружинистые покачивания. 2.5.Упражнения на координацию, беговые и прыжковые упражнения: ходьба по бревну (скамейке) удержание равновесия на одной ноге, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжок с толчком одной ногой с места, в движении, многоскоки. 2.6. Акробатические упражнения: группировки и перекаты в различных направлениях, стойки на лопатках, голове, кувырки вперед, назад и др. 2.7. Легкоатлетические упражнения: бег по отрезкам, бег в различных направлениях, бег с остановками и с изменением направления, бег с низкого старта, прыжки в длину, высоту, через планку. 2.8.Лыжная подготовка: свободный и классический стиль. 2.9. Подвижные игры: «День и ночь», «Пустое место», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Салки по кругу» и др. 3.0. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис. Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижения в избранном виде спорта. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол. Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития. Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий. Переменный бег. Бег с изменением направления. Бег с «тенью». Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги и т.д.) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения с отягощением . Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижениями. Спрыгивание с последующим прыжком вверх. Подвижные игры типа «волк во рву», «челнок» и т.д. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Для вратарей: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движение кистями и пальцами). Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон. Серии прыжков (по 4-8) в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением. Упражнение для развития специальной выносливости. Повторение выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Попеременный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые специально технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.), тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшением по численности составов. Для вратарей: повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля и отбивание мяча, ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3-5 игроками. Упражнение для развития координации. Координация - это способность выполнять сложные элементы, быстро переключаться от выполнения одних движений на другие, а также быстро выполнять новые неожиданные движения. Является основой двигательной деятельности человека и очень важна в обучении спортивной технике. С футбольным мячом: - кувырки вперед и назад с мячом в руках. - подбросьте мяч руками вверх, сделайте кувырок вперед, поймайте опускающийся мяч. - то же, но после кувырка быстро встаньте, прыгните вверх и поймайте мяч. - жонглирование мячом ногами, бедром, головой. - ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т. п.) на различной скорости. - Подбросьте мяч руками вперед-вверх, сделайте кувырок вперед (на траве, мате), встаньте и, после того как мяч коснется земли, ведите его, меняя направление движения. - с расстояния 7—8 шагов руками из-за головы направьте мяч в стенку, сделайте кувырок вперед и поймайте отскочивший от стенки мяч. - встаньте с партнером в 3 шагах друг от друга и жонглируйте мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направляйте мяч друг другу, приняв мяч, продолжайте жонглировать и т. д. Упражнения для развития ловкости: Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры «живая цель», «салки с мячом», «ловля парами» и другие. Для вратарей: отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке с места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному перед собой мячу) на точность. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Элементы обучения игры в футбол: Удары по мячу. Удары по мячу ногами: удар внутренней стороной стопы; удар серединой подъёма стопы; удар внутренней частью подъёма стопы; удар внешней частью подъёма; удар носком; удары с лёта. Удары по мячу головой:удар серединой и боковой частью лба с места и в прыжке; Остановка и передача мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад. Остановка грудью летящего мяча с переводом. Остановка опускающегося мяча бедром и лбом. Ведение мяча. Ведение внешней и внутренней частями подъёма, внутренней стороной стопы и носком. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Обманные движения: «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты «ударом» ногой с «убиранием» мяча под себя и с «пропусканием» мяча партнеру; «ударом» головой. Обманные движения «остановкой» во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой, после передачи мяча партнером с пропусканием мяча. Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Отбор мяча: отбор мяча перехватом; отбор мяча толчком;отбор мяча подкатом. 3.3. Воспитательная работа Воспитательная работа с занимающимися должна носить систематический и планомерный характер. Она теснейшим образом связана с учебно-тренировочным процессом и проводится повседневно на тренировочных занятиях, соревнованиях и в свободное от занятий время на основе предварительно разработанного плана воспитательной работы. Такой план включает в себя гуманитарное, патриотическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, формирование «здорового» коллектива. Планом предусматривается связь с родителями занимающихся, с учебными заведениями, шефами. В качестве средств и форм воспитательного воздействия используют учебные занятия, лекции, собрания, беседы, встречи с интересными людьми, культпоходы, конкурсы, субботники, наставничество опытных спортсменов. Методами воспитания служат убеждение, поощрение, личный пример, требование, наказание. В решении задач гуманитарно-духовного воспитания используются преимущественно методы убеждения и личного примера. В решении задач воспитательной работы важное место занимает самовоспитание занимающегося. Самовоспитание включает в себя принятие самим занимающимся обязательств по исправлению или совершенствованию его личных качеств. Особенно важное значение имеет самовоспитание моральных и нравственных качеств. 3.4. Медицинский контроль Контроль за состоянием здоровья занимающихся осуществляется медицинским работником МАДОУ. 4. Система контроля и зачетные требования Обучающиеся должны сдать контрольные нормативы по общей физической подготовке, по специальной физической подготовке контрольные нормативы сдаются без учета результата. 4.1.Контрольно-переводные нормативы по специальной физической подготовке (без предъявления требований) Контрольные упражнения 5-6 лет 6-7 лет 1 2 Бег 30м, с ведением мяча (с) Жонглирование (кол-во раз) + + + + 3 Удар по воротам на точность - + Список используемой литературы 1. Мейксон, Г. Б., Любомирский, Л. Е., Лях, В. И. Физическая культура: М.: Просвещение, 2001; 2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2000. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. М., 2001. Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: ФиС, 1986г. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. - М.: Советский спорт, 2010г. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. - М.: Олимпия, 2007г. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия; Человек, 2007. Тунис Марк. Психология вратаря. - М.: Человек, 2010г. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.: Человек, 2011г.