Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Футбол»

Содержание
1. Пояснительная записка …………………....................………………….…3
2. Нормативная часть программы……………........................................….…4
2.1. Общие требования к организации тренировочных занятий....................4
2.2. Особенности проведения тренировочных занятий...................................4
2.3. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической
подготовке............................................................................................................5
2.4. Учебно-тематический план……….............................................................5
3. Методическая часть…………………….....................……………………..6
3.1. Теоретическая подготовка...........................................................................7
3.2. Практическая подготовка..........................................................................11
3.3. Воспитательная работа..............................................................................11
3.4. Медицинский контроль.............................................................................11
4. Система контроля и зачетные требования……………………....………11
4.1. Контрольно-переводные нормативы по специальной физической
подготовке..........................................................................................................11
Список используемой литературы...................................................................12

1. Пояснительная записка
Развитие физической культуры в нашей стране стало важным фактором
воспитания подрастающего поколения. Оно помогает наиболее полно проявить
способности, рационально использовать и развивать физические и нравственные
возможности. Проблема физического воспитания детей является наиболее
актуальной в настоящее время.
Дополнительная общеобразовательная - дополнительного общеразвивающая
программа «Футбол» в соответствии с законом «Об образовании в Российской
федерации», нормативно - правовыми актами, регулирующими деятельность
МАДОУ детский сад № 36.
Данная программа адаптирована под реальные условия Учреждения. На данную
программу зачисляются дети с 5-7 лет, желающие заниматься физической культурой
и спортом на спортивно-оздоровительной ступени. Программа рассчитана на 2 года
обучения.
Продолжительность учебного года в группах составляет 41неделю, включая летний
период.
Тренировочный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребности к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью,
целостном развитии физических и психических качеств, морально-волевых качеств,
социализации и адаптации.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является
формирование у детей основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация
данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья детей посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли
в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты.
Результатом реализации Программы является формирование знаний, умений и
навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий.
Учебный материал программы охватывает разделы, отражающие два вида
подготовки обучающихся: теоретическую и практическую.

Теоретическая подготовка включает в себя знания по развитию физической
культуры и спорта в России, технике безопасности, режиме дня, гигиене, по
использованию спортивного оборудования и инвентаря.
Практическая подготовка включает в себя общую физическую подготовку и
специальную в избранном виде спорта, контрольно-переводные нормативы по годам
обучения.
На каждый раздел обучения отводится определенное количество часов, которое
соответствует учебно-тематическому плану по годам обучения.

Нормативная часть
2. 1. Общие требования к организации тренировочных занятий
2.1.1. На спортивно-оздоровительную ступень зачисляются все желающие заниматься
физической культурой и спортом и имеющие разрешение от врача-педиатра.
2.1.2. Общеразвивающая программа предусматривает промежуточную и итоговую
аттестацию результатов обучения детей. Промежуточная аттестация проводится в
октябре месяце. Она предусматривает зачетное занятие по офп и сфп. Итоговая
аттестация проводится в мае, где занимающиеся проходят контрольные испытания по
офп, сфп и переводятся на следующий год обучения.
2.2. Особенности проведения тренировочных занятий
Поскольку учебные занятия должны разносторонне воздействовать на организм
занимающихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определенных
правил:
- учитывать состав занимающихся, их
физическое развитие и физическую
подготовленность;
- правильно сочетать средства и формы физической культуры с учетом возрастных
особенностей;
Структура учебных занятий.
Приступая к проведению занятия, тренер-преподаватель обязан хорошо знать
структуру занятия: вводная, основная и заключительная части, имеющие свои задачи
и соответствующее содержание. Содержание программы включает в себя – основные
требования, средства и методы реализации педагогических задач.
Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всей
группой, другие же выполняются поточно, т.е. один за другим в составе нескольких
малочисленных групп. Нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. В
подготовительной части занятия тренер-преподаватель организует занимающихся
для занятий, подготавливает организм занимающихся к выполнению учебных и
воспитательных задач, реализуемых в основной части.
В основной части занятия решаются такие задачи, как формирование у
занимающихся различных двигательных умений и навыков и развитие необходимых
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) воспитание
моральных (патриотизм, коллективизм, трудолюбие, честность) и волевых качеств
(смелость, решительность, выдержка) у занимающихся.

Упражнения, требующие физического напряжения, должны чередоваться с
упражнениями на релаксацию. Основными средствами являются физические
упражнения: подготовительные, подводящие и основные упражнения общей и
специальной физической подготовки, основы видов спорта.
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, чтобы занимающиеся могли
получить правильные ощущения о разучиваемом движении. Исправляя ошибки,
следует выделять характерные особенности для данного упражнения.
При проведении физических упражнений важно следить за координацией рук и ног,
поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Следует
научить детей правильно дышать при беге и ходьбе.
В конце занятий уделяется до 15 минут для постепенного приведения организма
в более спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).
Организованное завершение занятия, подведение итогов, задание на дом. Основными
средствами являются: строевые упражнения, медленный бег, различные виды
ходьбы, упражнения на расслабление, внимание и т.п.
Наряду с указанными задачами, характерными для каждой части учебного занятия
решается и такая важная задача, как сообщение занимающимся новых сведений и
знаний по физической культуре и спорту. Причем делается это в любой части занятия
(в начале, непосредственно перед упражнениями его основной части или в конце).
Дозировка физической нагрузки.
Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления учащегося,
является дозирование физической нагрузки. Наиболее распространенными способами
физической нагрузки являются: длительность самих упражнений и подвижных игр;
количество повторений; темп и ритм движений. Постепенное повышение нагрузки
следует осуществлять ступенчато. Наиболее простой способ измерения физической
нагрузки – это повеличине пульса, т. е. по ЧСС при выполнении упражнений и
реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. В
подготовительной части занятия учащение пульса должна увеличивается не менее,
чем на 20-25%; после выполнения ОРУ – не менее, чем на 50%, специальных
упражнений – не менее, чем на 60-70%, после подвижных игр до 70-90%. В конце
занятия показание пульса, по сравнению с исходной величиной, повышается на 1520%. По окончанию занятия пульс должен прийти в норму.

Год обучения

2.3. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической
подготовке.

1-2

Возраст
занимающихся
(лет)

5-7

Минимальное
число
обучающихся в
группе (чел.)

15

Кол-во
учебных
часов в
неделю
(час.)

1

Кол-во
занятий в
неделю
(раз)

1

Требования
по
физической
подготовке
Выполнение
нормативов
ОФП

2.4.Учебно-тематический план
Разделы подготовки

Количество часов по
годам обучения
1

2

Вводное занятие. Физическая культура и спорт.

0,5

0,5

Развитие футбола в России и зарубежом.

0,5

0,5

Техника безопасности на занятиях физической культурой и
спортом.

0,5

0,5

Итого часов:

1,5

1,5

1
1
1
1
1
1,5
6,5

1
1
1
1
1
1,5
6,5

10
12
10
40
1

10
10
12
40
1

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Строевые упражнения
Легкоатлетические упражнения
Акробатические упражнения
Гимнастические упражнения
Подвижные игры
Итого часов:
2. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Упражнения для развития ловкости
Итого часов:
Контрольные нормативы

3. Методическая часть
3.1. Теоретическая подготовка
При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст детей и
излагать материал в доступной им форме. Теоретическая подготовка в спортивных
группах поводится в виде коротких сообщений, рассказов, бесед в начале занятия или
в форме объяснений во время отдыха. Одним из важнейших направлений
теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, формирование
здорового образа жизни.
1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт.

Порядок и содержание работы секции. Значение двигательной активности в
укреплении здоровья, физического развития и подготовленности. Задачи физической
культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение.
2. Развитие футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического
воспитания.
Всероссийские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие
российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира,
Олимпийские
игры).
Международные
и
российские
юношеские
соревнования.Современный футбол и пути его дальнейшего развития.
3. Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение инструктажа по охране
труда при проведении занятий в спортзале, тренажерном зале.
4. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание,
самоконтроль.
Общее понятие о гигиене. Гигиеническое значение водных процедур. Гигиена сна.
Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня.
Значение правильного режима для юного спортсмена. Примерные суточные пищевые
нормы футболистов в зависимости от объёма и интенсивности занятий. Значение и
содержание самоконтроля. Вредное влияние курения и алкоголя на здоровье и
работоспособность организма.
5. Оказание первой помощи при травмах.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их
профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до
врача). Раны и их разновидности.
6. Правила игры в футбол.
Разбор правил игры. Правила и обязанности игроков. Роль капитана команды, его
права и обязанности. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их
особенности.
7. Места занятий, оборудование и инвентарь.
Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к
его состоянию. Уход за футбольным полем. Уход за футбольными мячами,
подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Требования к спортивной одежде
и обуви, уход за ними.
8. Сведения о строении и функциях человека. Влияние физических упражнений
на организм занимающихся.
Краткие сведения о строении и функциях человека. Ведущая роль центральной
нервной системы в деятельности организма.Мышечная деятельность как
необходимое условие физического развития, нормального функционирования
организма, поддержания здоровья и работоспособности.Влияние физических

упражнений на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной
системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий
физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических
способностей и достижения высоких спортивных результатов.
3.2. Практическая подготовка
Общая физическая подготовка
Основная задача- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. В
спортивно-оздоровительных группах целесообразно выдвигать на первый план
разностороннюю физическую подготовку, а также развивать физические качества
путем специально подобранных упражнений.
1.Строевые упражнения:
Построения в шеренгу, колонну. Расчет. Повороты: налево, направо, кругом.
Передвижения: обычным и строевым шагом, в обход.
2.Общеразвивающие упражнения:
2.1.Упражнения для мышц шеи: вращения, повороты, наклоны
головы в разных
направлениях.
2.2.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания рук, махи,
вращения, отведения, опускания, поднимания, рывковые движения. Упражнения
выполняются в различных положениях – стоя, сидя, лежа, на месте, в движении, в
прыжке, самостоятельно и с партнером.
2.3.Упражнения для туловища: наклоны, вращения таза, повороты. Переход из
положения лежа в сед и обратно, разнообразные сочетания этих упражнений,
упражнения, способствующие формированию осанки.
2.4.Упражнения для мышц ног: поднимание на носках, пятках; ходьба на носках,
пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы; выпады,
пружинистые покачивания.
2.5.Упражнения на координацию, беговые и прыжковые упражнения: ходьба по
бревну (скамейке) удержание равновесия на одной ноге, бег с высоким подниманием
бедра, бег с захлестыванием голени, прыжок с толчком одной ногой с места, в
движении, многоскоки.
2.6. Акробатические упражнения: группировки и перекаты в различных
направлениях, стойки на лопатках, голове, кувырки вперед, назад и др.
2.7. Легкоатлетические упражнения: бег по отрезкам, бег в различных направлениях,
бег с остановками и с изменением направления, бег с низкого старта, прыжки в
длину, высоту, через планку.
2.8.Лыжная подготовка: свободный и классический стиль.
2.9. Подвижные игры: «День и ночь», «Пустое место», «Бой петухов»,
«Выталкивание из круга», «Салки по кругу» и др.
3.0. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис.
Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития
физических
качеств
и
функциональных
возможностей
занимающихся,
осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий
достижения в избранном виде спорта.
Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости,
гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются
специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол
напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего
подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные
игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной
подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после
достижения занимающимися определенного уровня общего развития.
Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки к мячу с последующим
ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Бег прыжками.
Эстафетный бег. Обводка препятствий. Переменный бег. Бег с изменением
направления. Бег с «тенью».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением
(гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги и т.д.) с последующим
быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения с
отягощением . Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижениями. Спрыгивание с
последующим прыжком вверх. Подвижные игры типа «волк во рву», «челнок» и т.д.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Для вратарей: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в
упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым
амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение
упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое
внимание обращать на движение кистями и пальцами). Броски футбольного и
набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных
мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон. Серии прыжков (по 4-8) в «стойке
вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с
отягощением.
Упражнение для развития специальной выносливости. Повторение выполнение
беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Попеременный бег
(несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью. Многократно

повторяемые специально технико-тактические упражнения. Например, повторные
рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с
увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов
отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое
против трех, трое против двух и т.д.), тренировочные игры с увеличенной
продолжительностью. Игры с уменьшением по численности составов.
Для вратарей: повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля и отбивание мяча,
ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными
интервалами 3-5 игроками.
Упражнение для развития координации.
Координация - это способность выполнять сложные элементы, быстро
переключаться от выполнения одних движений на другие, а также быстро выполнять
новые неожиданные движения. Является основой двигательной деятельности
человека и очень важна в обучении спортивной технике.
С футбольным мячом:
- кувырки вперед и назад с мячом в руках.
- подбросьте мяч руками вверх, сделайте кувырок вперед, поймайте опускающийся
мяч.
- то же, но после кувырка быстро встаньте, прыгните вверх и поймайте мяч.
- жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
- ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т. п.) на различной
скорости.
- Подбросьте мяч руками вперед-вверх, сделайте кувырок вперед (на траве, мате),
встаньте и, после того как мяч коснется земли, ведите его, меняя направление
движения.
- с расстояния 7—8 шагов руками из-за головы направьте мяч в стенку, сделайте
кувырок вперед и поймайте отскочивший от стенки мяч.
- встаньте с партнером в 3 шагах друг от друга и жонглируйте мячом ногами. По
сигналу третьего игрока легкими ударами направляйте мяч друг другу, приняв мяч,
продолжайте жонглировать и т. д.
Упражнения для развития ловкости: Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара
головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам,
подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и
левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными
частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые
упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с

элементами акробатики. Подвижные игры «живая цель», «салки с мячом», «ловля
парами» и другие.
Для вратарей: отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке с
места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча
ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному перед
собой мячу) на точность. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Элементы обучения игры в футбол:
Удары по мячу.
Удары по мячу ногами: удар внутренней стороной стопы; удар серединой подъёма
стопы; удар внутренней частью подъёма стопы; удар внешней частью подъёма; удар
носком; удары с лёта.
Удары по мячу головой:удар серединой и боковой частью лба с места и в прыжке;
Остановка и передача мяча.
Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося
мяча с переводом в стороны и назад. Остановка грудью летящего мяча с переводом.
Остановка опускающегося мяча бедром и лбом.
Ведение мяча.
Ведение внешней и внутренней частями подъёма, внутренней стороной стопы и
носком.
Обманные движения (финты). Отбор мяча.
Обманные движения: «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты «ударом»
ногой с «убиранием» мяча под себя и с «пропусканием» мяча партнеру; «ударом»
головой. Обманные движения «остановкой» во время ведения с наступанием и без
наступания на мяч подошвой, после передачи мяча партнером с пропусканием мяча.
Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным
сопротивлением.
Отбор мяча: отбор мяча перехватом; отбор мяча толчком;отбор мяча подкатом.
3.3. Воспитательная работа
Воспитательная работа с занимающимися должна носить систематический и
планомерный характер. Она теснейшим образом связана с учебно-тренировочным
процессом и проводится повседневно на тренировочных занятиях, соревнованиях и в
свободное от занятий время на основе предварительно разработанного плана
воспитательной работы. Такой план включает в себя гуманитарное, патриотическое,
трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, формирование «здорового»
коллектива. Планом предусматривается связь с родителями занимающихся, с
учебными заведениями, шефами.
В качестве средств и форм воспитательного воздействия используют учебные
занятия, лекции, собрания, беседы, встречи с интересными людьми, культпоходы,
конкурсы, субботники, наставничество опытных спортсменов.
Методами воспитания служат убеждение, поощрение, личный пример,
требование, наказание.

В решении задач гуманитарно-духовного воспитания
используются
преимущественно методы убеждения и личного примера.
В решении задач воспитательной работы важное место занимает самовоспитание
занимающегося. Самовоспитание включает в себя принятие самим занимающимся
обязательств по исправлению или совершенствованию его личных качеств. Особенно
важное значение имеет самовоспитание моральных и нравственных качеств.
3.4. Медицинский контроль
Контроль за состоянием здоровья занимающихся осуществляется медицинским
работником МАДОУ.

4. Система контроля и зачетные требования
Обучающиеся должны сдать контрольные нормативы по общей физической
подготовке, по специальной физической подготовке контрольные нормативы
сдаются без учета результата.
4.1.Контрольно-переводные нормативы
по специальной физической подготовке (без предъявления требований)
Контрольные упражнения

5-6 лет

6-7 лет

1
2

Бег 30м, с ведением мяча (с)
Жонглирование (кол-во раз)

+
+

+
+

3

Удар по воротам на точность

-

+

Список используемой литературы
1. Мейксон, Г. Б., Любомирский, Л. Е., Лях, В. И. Физическая культура: М.:

Просвещение, 2001;

2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М.,
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

2000.
Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. М., 2001.
Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: ФиС, 1986г.
Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх.
- М.: Советский спорт, 2010г.
Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных
футболистов // Теория и методика футбола. - М.: Олимпия, 2007г.
Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия;
Человек, 2007.
Тунис Марк. Психология вратаря. - М.: Человек, 2010г.
Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.:
Человек, 2011г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».