Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

«ВОКАЛ» (далее Программа)

общеразвивающая

программа

составлена в соответствии со следующими

нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федеральным законом РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» ( в редакции 2013г.);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года ( распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015г № 996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г №
196

« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением

Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Уставом МАУ НГО « Центр творчества», утвержденным приказом управления
образования НГО от 20.02.2020г №89-Д;

- Локальным нормативным актом МАУ НГО « Центр творчества» « Положение
о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе»,

утвержденным приказом директора № 05/1-Д от 20.01.2020года.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной
деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкальнообразовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности) с опорой на
развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.
Именно в детстве закладываются эталоны красоты, накапливается опыт, от
которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие
человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт
восприятия народной, эстрадной музыки и шедевров мировой музыкальной
классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие,
духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у
ребенка создаются первоначальные ценностные ориентации: способность
ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми
способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дополнительная общеобразовательная программа «Вокал»
имеет художественную направленность.
Вид программы – модифицированная. Данная программа разработана на
основе следующих программ:


«Школа вокала», автор–Е. М. Пекерская;



«Вокал», автор – Е. Белобородова;



«Эстрадное пение», автор –Е. А. Проняева.

Новизна программы обуславливается представлением структуры
индивидуального и группового педагогического воздействия на формирование
певческих навыков детей дошкольного возраста, сопровождающей систему
практических занятий. При этом дети имеют разные стартовые способности.
Кроме того, дополнительная общеобразовательная программа «Вокал» для
детей дошкольного возраста имеет четкую содержательную структуру на
основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического
блока.

Актуальность программы заключается в формировании основ вокального
исполнительства, как важнейшей основы для плодотворного обучения в
детском эстрадном коллективе.
Педагогическая целесообразность программы основывается в обеспечении
формирования умений певческой деятельности, совершенствования
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью
и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям; навыков слухового
контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Цель программы: развитие личностного творческого потенциала
дошкольника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии
через различные формы вокального музицирования.
Намеченной целью обусловлены задачи занятий по вокалу:
Обучающие:


сформировать навыки певческой установки обучающегося;



научить использовать при пении мягкую атаку;



сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;



сформировать вокальные навыки;



обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;



сформировать стереотипы координации деятельности голосового

аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:


развить гармонический и мелодический слух;



совершенствовать речевой аппарат;



развить певческое дыхание;



развить преодоление мышечных зажимов;



развить артистическую смелость, непосредственность ребенка, его

самостоятельность;


расширить диапазон голоса;



развить умение держаться на сцене.

Воспитательные:



воспитать интерес к певческой индивидуальной деятельности и музыке в

целом;


способствовать формированию воли, дисциплинированности;



воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность

– высокие нравственные качества.
Отличительной особенностью программы является дифференцированный
подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических, вокальных,
двигательных особенностей детей. Использование современных приёмов
постановки голоса позволяет заложить основу для формирования основных
компонентов успешной учебной и творческой деятельности в области
эстрадного исполнительства. Программа предполагает подбор репертуара для
каждого исполнителя с учетом возрастных особенностей и его вокальных
данных. При условии одаренности обучающегося возможно освоение
программы в сжатые сроки.
Программа рассчитана на обучение детей 4-7 лет:
1-ый год обучения– дети 4-5 лет;
2-ой год обучения– дети 6-7 лет.
Образовательный процесс выстраивается с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Возрастные особенности детей 4-7 лет
На первом году обучения голосовой аппарат не сформирован: голосовая мышца
не развита, связки тонкие, короткие, гортань маленькая, звук слабый,
окрашенный головным резонатором, дыхание поверхностное. Необходимо
исключить форсированное пение и разговор, сделать доступными тексты,
образы, явления.
У детей второго года обучения расширен словарный запас, активнее работает
рот, обучающиеся отличаются большей слуховой активностью, вниманием,
свободно различают по высоте звуки, движение мелодии, выделяют вступление,
начинают петь согласованно с сопровождением. К концу второго года обучения
дети достигают определенного уровня развития и имеют возможность
продолжать совершенствование своих навыков в старших возрастных группах.
Количество обучающихся в группе: 6-8 человек.

Условия реализации программы
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года (144 ч.):
- 1-ый год обучения – 72 ч.;
- 2-ой год обучения – 72 ч.
Календарный учебный график учреждения
Набор детей проводится в виде индивидуального прослушивания с целью
определения слуховых, вокальных и общих музыкальных данных ребенка.
Форма реализации обучения: индивидуальные, групповые занятия.
Режим занятий
Занятия по программе «Вокал» для детей дошкольного возраста проводятся два
раза в неделю по одному педагогическому часу, соответствующему данной
возрастной категории.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и

желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе «Вокал»:


у ребенка развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и

понимания произведений искусства (музыка, хореография, слово);


ребенок проявляет интерес к музыке как средству познания эмоций,

чувств, настроений, избирательность в предпочтении музыки разной по
характеру;


ребенок проявляет интерес к самостоятельной музыкальной деятельности,

избирательность в предпочтении видов исполнительской деятельности (пение,
танец). Проявляет потребность и желание в концертной деятельности;


ребенок имеет представление о средствах музыкальной выразительности,

о жанрах и музыкальных направлениях,


у ребенка развито воображение, творческая активность; сформированы

первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира;



развиты физические качества: гибкость, равновесие, координация

движений, целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере;


ребенок переносит накопленный опыт слушания, пения, творчества в

самостоятельную исполнительскую деятельность.
К концу обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Вокал»
обучающиеся будут обладать комплексом определенных знаний в области
музыки:


особенностей и возможностей певческого голоса;



правильной постановки корпуса при пении;



гигиены певческого голоса;



правильного формирования гласных в сочетании с согласными;



вокальных, дыхательных упражнений;



упражнений артикуляционной гимнастики;



текстового и музыкального материала исполняемых песен, упражнений.

Комплексом определенных умений:


правильного соблюдения певческой установки;



правильного дыхания: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая

плеч;


умения работать над чистотой интонации и выразительностью звука;



умения чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом

произведении;


умения петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;



умения импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации,

темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты;


умения показывать индивидуальное звучание своего голоса.

У обучающихся будут развиты:


умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных

направлений: фольклору, классической и современной;


творческие способности, художественно-образное мышление и фантазия;



элементарные навыки актерского мастерства;



динамика голоса в удобной тесситуре;



стремление выполнять элементарные исполнительские и музыкальные

задачи.
У обучающихся будут сформированы:


устойчивый интерес к музыке и сольному исполнительству, как виду

музыкально-творческой деятельности;


первоначальные представления о роли музыки в жизни человека и его

духовно-нравственном развитии;


эталон звучания голоса, понимание к какому звуку нужно стремиться;



эмоционально-чувственное отношение к произведениям искусства;



любовь и уважение к Отечеству, ее музыкальному языку, культуре в

целом.
Способы определения результативности:


педагогическое наблюдение;



педагогический анализ результатов;



опрос;



выполнение диагностических заданий;



участие воспитанников в мероприятиях (концертах, конкурсах,

фестивалях, спектаклях).
Основными критериями педагогического наблюдения являются:


уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;



степень выразительности исполнения;



проявление творческой активности;



учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.

Педагогическая диагностика знаний и умений обучающихся
В период реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Вокал» проводится диагностика уровня освоения содержания учебного
материала обучающимися.
Критерии диагностики
В ходе диагностики у обучающихся отслеживаются следующие побуждения,
знания, представления, умения:

1.

Слушание музыки (интерес и любовь к музыке, музыкальная

отзывчивость):


узнавание мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление,

заключение, музыкальная фраза);


способность различить звуки по высоте в пределах квинты;



способность различить звучание музыкальных инструментов (клавишно-

ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка);


выполнение правил культуры поведения при посещении концертных

программ.
2. Распевание. Подготовка вокалиста к пению


выполнение правильного дыхания;



соблюдение соответствующей постановки певческого аппарата, всех

органов, которые задействованы при звукоизвлечении;


сохранение определенной направленности звукового потока;



следование рекомендациям к выполнению каждого отдельного

упражнения.
3. Пение


умение петь легким звуком в диапазоне от «до» первой октавы до «до»

второй октавы;


умение брать дыхание перед началом песни между музыкальными

фразами;


умение произносить отчетливо слова;



умение своевременно начинать и заканчивать песню;



умение петь умеренно громко, тихо;



умение эмоционально передавать характер мелодии;



умение петь сольно с музыкальным сопровождением;



умение петь сольно без музыкального сопровождения, исполнять песни

разного характера;


проявление песенного музыкального вкуса.

4. Музыкальная игра с пением и движением



умение создавать выразительный образ и передавать его при помощи

пластики;


умение придумывать движения, отражающих содержание игры;



умение ритмично двигаться под музыку;



умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-

образное содержание;


умение свободно двигаться в пространстве, выполнять простейшие

перестроения;


умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;



умение инсценировать песню.

5. Импровизация


исполнение простейших мелодий на детских музыкальных инструментах;



умение изменять вокальную, танцевальную, движенческую композицию

под музыку разного характера;


умение с помощью мимики, жестов и пластики передавать содержание

музыки, текста, стихов.
7. Средства исполнительской выразительности


умение исполнять репертуар в соответствии с характером произведения;



умение раскрывать содержание текста и музыки через

использование динамики, нюансировки, метроритма, темпа, тембра,
артикуляции;


умение передавать эмоциональное состояние в исполняемом материале.

6. Концертная деятельность


проявление активности в концертной деятельности;



умение готовиться к концертному выступлению;



участие в концертных выступлениях;



соблюдение культуры исполнения;



соблюдение соответствующего внешнего вида;



соблюдение качества исполнения;



умение анализировать свое и чужое исполнение.

Критерии определения уровня усвоения программы обучающимися

Высокий уровень– теоретические знания усваиваются полно и системно,
находят применение в практической деятельности. Обучающийся знает
элементарные музыкальные термины и использует их в собственной
самостоятельной музыкальной деятельности, дает качественные характеристики
музыкальных звуков (темп, ритм, высота, динамика, длительность); оценивает,
различает и высказывается о жанрах музыки (песня, марш, танец);голос имеет
ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат,
чисто интонирует, дыхание правильное, без шума; умеет двигаться
соответственно характеру звучащей музыки, передавая содержание
музыкального материала.
Средний уровень: теоретические знания усваиваются на уровне отдельных
элементов, нерегулярно находят применение в практической деятельности.
Обучающийся знает элементарные музыкальные термины, но не использует их
в музыкальной деятельности, заблуждается в качественных характеристиках
музыкальных звуков, средствах музыкальной выразительности. Голос имеет не
ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный
аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с
помощью педагога. Присутствует неуверенность в инсценированных
творческих показах с использованием «звучащих жестов». Двигательная
активность затруднена.
Низкий уровень: теоретические знания усваиваются на уровне разрозненных
элементов, не находят применения в практической работе. Обучающийся не
знает элементарные музыкальные термины, не различает жанры музыки,
средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, начиная
с мелодии. У обучающегося отсутствуют навыки владения элементарными
приёмами вокальной техники, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат,
затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания
отсутствует. Ребенок не слышит музыку, не может ритмично двигаться под неё.
Личностные достижения обучающихся характеризуются проявлением:


инициативности,



сообразительности,



осознанности,



нравственных, эстетических, познавательных чувств;



опоры на собственный опыт,



доброжелательности.

Критерии и показатели социально-коммуникативного и познавательного
развития детей дошкольного возраста
Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для
выявления индивидуальной динамики качества развития обучающихся, а в
последствии для прогнозирования деятельности педагога и для осуществления
необходимой коррекции. Результаты мониторинга выступают в качестве
инструмента оповещения родителей об уровне усвоения учебного материала их
ребенком.
Основной формой подведения итогов реализации программы является
концертное выступление.
Учебный план по годам обучения
Работа над песней
25
23
48
Этюды, игры на развитие актерских способностей
10
10
20
Импровизация
6
6
12
Итоговое занятие
2
2
4
Итого
72

72
144

Цель и задачи 1-го года обучения
Цель: формирование первоначальных вокальных навыков и исполнительских
умений у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей.
Задачи:
1.

формировать интерес к вокальному искусству;

2.

формировать и развивать певческие навыки (речевое и певческое дыхание,
правильную артикуляцию, чистое интонирование, звукообразование,
выразительное пение);

3.

развивать музыкальные способности ребенка (чувство ритма, музыкальную
память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса);

4.

формировать умение точно передавать музыкально-сценические образы в
трактовке упражнений, игр и исполняемых произведений;

5.

формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения.

Учебно-тематический план
1-ого года обучения
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
контроля
всего
теория
практика

1. Вводное занятие
1
1

Прослушивание собеседование

2. Постановка голоса
23
6
17
2.1 Строение голосового аппарата
2
1
1
Педагогическое наблюдение

2.2 Образование звука
5
1
4
Педагогическое наблюдение

2.3Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова
5
1
4
Педагогическое наблюдение

2.4 Певческое дыхание, фразировка
2
1
1
Педагогическое наблюдение

2.5 Артикуляция
4
1
3
Игра

2.6Чувство ритма
3
1
2
Игра

2.7 Аккомпанемент. Пение a’capella.
Фонограммы +1, -1
2
2
Беседа

3. Средства исполнительской выразительности
5
1
4
Игра

4. Работа над песней
25
4
21
4.1Вокальная работа
10
1
9
Опрос

4.2Техническая работа
7
1
6
Самоанализ

4.3 Эмоциональное исполнение
3
1
2
Самоанализ

4.4Сценическая постановка номера
5
1
4
Анализ работы

5. Этюды, игры на развитие актерских способностей
10
1
9
5.1Этюды, игры
5
1
4
Беседа, игра

5.2Декламация на дыхании

5
1
4
Беседа, игра

6. Импровизация
6
1
5
Игра

7. Итоговое занятие
2
1
1
Контрольное занятие

ИТОГО
72
15
57

Содержание программы
1-ого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Расписание, режим занятий вокального коллектива. Правила поведения.
Раздел 2. Постановка голоса
Тема 1. Строение голосового аппарата
Теория: Знакомство с голосовым аппаратом. Певческие голоса и их
характеристики. Деление мужских и женских певческих голосов.
Практика:
1. Проверка музыкальных способностей, определение возможностей голоса.
2. Выполнение заданий на наличие чувства музыкального ритма, слуха и
памяти, координации движений.
3. Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра.

4. Проведение игры «Волшебные ноты».
Тема 2. Образование звука
Теория: Певческая установка. Положение тела при пении сидя, стоя. Понятие
«дирижерский жест».
Практика:
1. Выполнение вокальных упражнений:


на звуки «А», «Э», «О», «Ы»;



с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг);



«Зевок», «Диалог поросят»;



для развития кантиленного звучания;



на чистое пропевание интервалов вниз-вверх.
2. Выполнение упражнений на внимание: «Говоруны», «Подарок».
3. Выполнение упражнений на вступление и окончание пения.
Тема 3. Фонопедический метод развития голоса по системе
В.Емельянова
Теория: Возможности голоса. Доречевая коммуникация.
Практика:
1. Выполнение гимнастики для губ и языка.
2. Выполнение интонационно - фонетическиех упражнений по системе
В.Емельянова;
3. Самостоятельный разогрев артикуляционного аппарата.
Тема 4. Певческое дыхание, фразировка
Теория: Дыхательный аппарат – виды дыхания. Роль певческого дыхания в
звукообразовании.
Практика:
1. Выполнение упражнений на развитие диафрагмы, диафрагмального дыхания.
2. Выполнение дыхательных упражнений по системе
В.Емельянова: «Насос», «Рычалка», «Шарик», «Щёчки».
3. Игры: «Музыкальная догонялка», «Дыхание по фразам».

Тема 5. Артикуляция
Теория: Артикуляционный аппарат. Дикция.
Практика:
1. Выполнение гимнастики для губ и языка.
2. Работа над дикцией, произношением на примере скороговорок, стихов,
песен:«Водичка-водичка», «Наша Маша маленькая», «Вопрос ответ», «Наша
Таня», р. н. п. «Гуси», «Не летай соловей».
3. Выполнение ритмической декламации с движением рук, ног, корпуса.
Тема 6. Чувство ритма
Теория: Понятие «чувство ритма». Значение организации звуков в
пространстве.
Практика:
1. Выполнение упражнения на развитие чувства ритма, внутреннего слуха.
2. Ритмическая импровизация, с помощью рук, ног.
3. Импровизация на слоги с использованием вокального приема «скэт».
Тема 8. Аккомпанемент. Пение a’capella. Фонограммы +1, -1
Теория: Виды музыкального сопровождения.
Практика:
1.Исполнение музыкального материала (упражнения, попевки, песни) под
разное сопровождение и без сопровождения.
2. Обсуждение возможностей технических средств.
Раздел 3. Средства исполнительской выразительности
Теория: Фразировка. Дыхание. Филировка. Акцент. Приемы передачи качеств
музыкальных звуков.
Практика:
1. Пение, чтение музыкального, текстового материала по фразам с разной
интонацией.
2. Исполнение музыкального материала с филировкой гласных.

3. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей создания
художественно-сценического образа через использование средств
исполнительской выразительности: динамики, нюансировки, метроритма,
темпа, тембра, артикуляции.
Раздел 4. Работа над песней
Тема 1. Вокальная работа
Теория: Авторы песни. Анализ содержания. Особенности исполнения.
Практика:
1.Знакомство с песенным материалом.
2. Работа над звукообразованием:


работа над дыханием, регулирование вдоха и выдоха;



работа над формированием гласных, согласных;



работа по закреплению мелодической основы песни;



работа над атакой звука;



работа над чистотой интонирования;



слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;



исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Тема 2. Техническая работа
Теория: Дикция, артикуляция, ритм, динамические оттенки.
Практика:



работа над правильной постановкой корпуса, головы;



работа над рабочим положением артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее небо);



работа над дикцией, произношением труднопроговариваемых слов;



работа над кульминацией песни;



применение динамических оттенков в песне.
Тема 3. Эмоциональное исполнение
Теория: Эмоциональное состояние, режиссерская задача.

Практика: Решение режиссерских задач в трактовке произведения. Работа над
эмоциональным исполнением песни.
Тема 4. Сценическая постановка номера
Теория: Сценическое пространство.
Практика: Решение режиссерских задач в трактовке произведения с
использованием технических возможностей сцены (звукоаккустическая
аппаратура, свет, приборы сцены), реквизита.
Раздел 5. Этюды, игры на развитие актерских способностей
Тема 1. Этюды, игры
Теория: Особенности и передача актерского образа. Передача в упражнениях
эмоционального состояния радости, восторга, удивления, страха, печали.
Практика: Работа над этюдами, выполнение игровых упражнений: «Кошка и
воробей», «Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот».
Тема 2. Декламация на дыхании
Теория: Декламация на дыхании, на основе изучения произведений поэтов –
классиков (басни, стихи).
Практика: Чтение стихов (басен), контролируя дыхание, актерски передавая
содержание произведения.
Раздел 6.Импровизация
Теория: Значение импровизации в творческой деятельности артиста сцены.
Практика: Вокальная, танцевальная, движенческая импровизация под музыку
разного характера. Постановка мини-спектакля на заданную тему.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Обобщение, повторение пройденного материала.
Практика:


выполнение упражнений из пройденных тем;



пение выученных песен;



исполнение песен с использованием микрофонов.

Требования к уровню подготовки обучающихся
1-го года обучения
По итогам освоения общеобразовательной программы первого года
обучения обучающиеся будут знать:


упражнения на дыхание;



упражнения на звуковедение;



гимнастику для губ и языка;



фонопедические упражнения;



логоритмические упражнения;



текстовой, движенческий материал песен, игр, упражнений.
Обучающиеся будут уметь:



петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию;



брать дыхание в характере произведения;



следить за дирижерским жестом;



следить за осанкой; координацией движений рук, ног;



передавать различные музыкально-игровые образы;



анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с
содержанием;



сохранять устойчивый интерес к музыкальному творчеству.
Цель и задачи 2-го года обучении.
Цель: приобщение ребенка к искусству сольного эстрадного пения, развитие
мотивации к творчеству.
Задачи:

1.

способствовать овладению практическими умениями в различных видах
музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений;

2.

развивать индивидуальные творческие способности через создание
сценического образа, освоение движений современных танцев;

3.

формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активное выражение своих чувств и настроений в пении;

4.

формировать устойчивые концертно-исполнительские навыки, как мотивацию к
творчеству;

5.

расширять исполняемый репертуар, организовывать активную концертную
деятельность;

6.

формировать у обучающихся положительный эмоциональный фон, состояние
раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих
начинаний.

Учебно-тематический план
2-ого года обучения
п/п
Название раздела, темы
Количество часов

Форма
контроля
всего
теория
практика

1.Вводное занятие
1
1
Прослушивание собеседование

2. Постановка голоса
25
6
19
2.1 Повторение учебно-тренировочного материала 1 года обучения
3
1
2
Педагогическое наблюдение

2.2Звукообразование
6
1
5
Педагогическое наблюдение

2.3Фонопедический метод развития голоса по системе
В. Емельянова
6
1
5
Педагогическое наблюдение

2.4 Дыхание
2
1
1
Педагогическое наблюдение

2.5Артикуляция
4
1
3
Игра

2.6Чувство ритма
4
1
3
Игра

3. Средства исполнительской выразительности
5
1
4
Беседа

4. Работа над песней
23
5
18
4.1 Вокальная работа
8
1
7
Опрос

4.2 Техническая работа
5

1
4
Самоанализ

4.3 Пение под фонограмму
3
1
2
Опрос

4.4 Работа с микрофоном
3
1
2
Беседа

4.5 Театрализация и сценография песенного образа
4
1
3
Игра

5. Этюды, игры на развитие актерских способностей
10
1
9
5.1 Игры-драматизации
5
1
4
Игра

5.2 Музыкальная декламация
5
1
4
Самоанализ

6. Импровизация
6
1
5
Игра

7. Итоговое занятие
2
1

1
Контрольное занятие

ИТОГО
72
16
56

Содержание программы
2-ого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Расписание, режим занятий вокального коллектива. Правила поведения.
Раздел 2. Постановка голоса
Тема 1. Повторение учебно-тренировочного материала 1-ого года обучения
Теория: Певческая установка, дирижерский жест. Певческое дыхание,
фразировка. Артикуляция.
Практика:


выполнение артикуляционной гимнастики;



выполнение гимнастики для губ и языка;



выполнение дыхательных упражнений по системе В. Емельянова;



выполнение интонационно-фонетических упражнений;



выполнение упражнений на развитие чувства ритма, внутреннего слуха.
Тема 2. Звукообразование
Теория: Образование звука. Строение и работа вокального аппарата.
Практика:



пение вокальных упражнений на гласные «А», «О», «И», «У» с использованием
приемов легато, стаккато в быстром и медленном темпе;



пение упражнений на вступление и окончание пения.
Тема 3. Фонопедический метод развития голоса по системе
В.Емельянова

Теория: Доречевые сигналы голосовой коммуникации.
Практика:


пение упражнений для освобождения скованной челюсти;



пение упражнений для расширения диапазона: «Погреем руки», «Счёт»,
«Машина», «Ветер», «Слон и сон», «Мышь и сон».
Тема 4.Дыхание
Теория: Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика:



выполнение дыхательных упражнений: «Насос», «Рычалка», «Шарик»,
«Щёчки»;



выполнение игры «Музыкальная догонялка», «Дыхание по фразам»;



выполнение упражнений на регулировку дыхания по музыкальным фразам.
Тема 5. Артикуляция
Теория: Артикуляционный аппарат. Дикция.
Практика:



выполнение артикуляционной гимнастики;



произношение, пропевание гласных в заданном порядке: «а-о-у-э-ы-и»;



произношение, пропевание звукосочетаний: «ба-ба-бо-бо-бу-бу-бэ-бэ-бы-бы»;



произношение скороговорок (быстрое проговаривание, пропевание в разных
темпах).
Тема 6. Чувство ритма
Теория: Закрепление понятия«чувство ритма».
Практика:



ходьба (марш), выделение сильной доли хлопком (без хлопка);



импровизация на слоги с использованием вокального приема «скэт»;



тактирование руками на счёт: сильные доли выделяются более активным и
сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга;



игра под метроном;



«протопывание - пробегание» стихотворения (на четвертные доли – шаг,
восьмые – бег).
Раздел 3.Средства исполнительской выразительности
Теория: Применение средств исполнительской выразительности в вокальной
практике.
Практика:



раскрытие содержания текста и музыки, особенностей создания художественносценического образа через использование динамики, нюансировки, фразировки,
метроритма, темпа, тембра, артикуляции;



развитие навыка уверенного пения любого музыкального материала.
Раздел 4.Работа над песней
Тема 1. Вокальная работа
Теория: Знакомство с песенным материалом. Анализ содержания и
сопровождения. Звукообразование.
Практика:
1. Работа над образованием звука:



проверка усвоения текста песни;



работа по закреплению мелодической основы песни;



постановка корпуса, головы;



рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и
нижнее небо).
2. Работа над чистотой интонирования:



проверка усвоения песни и мелодии в целом;



слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;



исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Тема 2. Техническая работа
Теория: Дикция, артикуляция песенного материала. Дирижерский жест.
Динамические оттенки.

Практика:


работа над правильным произношением сочетаний звуков,
труднопроизносимых слов, предложений;



запоминание ритмической основы песни;



составление сценария динамики исполнения.
Тема 3. Пение под фонограмму
Теория: Фонограмма. Анализ ритмической, тембровой основы сопровождения.
Практика: Пение под фонограмму -1 с использованием «бек» вокала.
Тема 4. Работа с микрофоном
Теория: Устройство микрофона.
Практика: Репетиционные занятия на сцене с микрофонами в сопровождении
и без сопровождения фонограммы.
Тема 5. Театрализация и сценография песенного образа
Теория: Сценический образ исполняемой песни (жесты вокалиста: движение
рук, кистей, глаз, тела).
Практика: Постановка вокального номера с использованием театрализации в
условиях сцены.
Раздел 5.Этюды, игры на развитие актерских способностей
Тема 1.Игры-драматизации
Теория: Художественные средства передачи художественного, актерского
образа.
Практика:
1. Самостоятельное создание образа с помощью комплекса средств
выразительности (интонации, мимики, пантомимы).
2. Произведение собственных действий исполнения роли в процессе игр:



создание воображаемой ситуации;



чтение и совместный анализ сказок;



проигрывание отрывков из сказок, басен, стихов, передающих различные черты
характера, с параллельным объяснением нравственных качеств и мотивов
действий персонажей.
Тема 2. Музыкальная декламация
Теория: Правильное произношение слов и верное по смыслу произношение
фраз.
Практика: Выполнение декламаций с задачами:



восходящие и нисходящие ходы мелодии – восходящие и нисходящие
интонации голоса;



речевые акценты – акценты музыкальные;



фразы, предложения – фразы мелодии;



ритмическая декламация под музыку.
Раздел 6. Импровизация
Теория: Значение импровизации в творческой деятельности артиста сцены.
Практика:



выполнение вокальной, танцевальной, движенческой импровизации под музыку
разного характера;



постановка мини-спектакля на заданную тему.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Обобщение, повторение пройденного материала.
Практика: Выполнение упражнений из пройденных тем. Концертное
выступлении.
Требования к уровню подготовки обучающихся
2-го года обучения
По итогам освоения общеобразовательной программы второго года
обучения обучаемые будут знать:



особенности и возможности певческого голоса;



гигиену певческого голоса;



вокальные, дыхательные упражнения;



артикуляционную гимнастику;



текстовой и музыкальный материал разученных песен.
Обучаемые будут уметь:



соблюдать правильную певческую установку;



правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;



работать над чистотой интонации и выразительностью звука;



чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении;



петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;



петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;



импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодикоритмические модели, стихотворные тексты.

Методическое обеспечение
В основу дополнительной общеобразовательной программы «Вокал» для детей
дошкольного возраста положены следующие принципы:


принцип учета возрастных психологических и индивидуальных
особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и
построение вокальной работы, опираясь на основные закономерности
психического развития с учетом сенситивных периодов, понимание значения
последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;



деятельный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения
поставленной цели и основан на признании того, что именно активная
деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом
этапе существует ведущая деятельность, развитие любой человеческой
деятельности требует специального формирования
(А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.);



принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность,
планомерность процесса обучения. Многократные систематические повторения
позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для
него темпе, для эффективного повторения необходимо сочетать усвоение с
новым, что бы процесс повторения носил вариативный характер;



принцип постоянного повышения требований определяет постоянный
переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся
навыков;



принцип наглядности определяется единством чувственной и логической
ступеней познания, обуславливает широкое взаимодействие всех анализаторов и
осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом,
образностью музыки и различными играми;



принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных
особенностей детей. Одно из условий доступности – преемственность и
постепенность в усложнении речевого, музыкального репертуара, правильное
распределение материала в течение всего курса занятий;



принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы
успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его
малейших достижений;



принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
участию в программе по вокалу определяется той ролью, которую играет
ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Активное участие
близких взрослых вместе с ребенком в занятиях формирует основы их
межличностных отношений и общения предлагает формы совместной
деятельности, способы ее осуществления;



принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия
по вокалу, предъявляемый репертуар должен создавать благоприятный
эмоциональный фон; стимулировать положительные эмоции.
Все принципы связаны между собой и определяют единство развития детей в
процессе освоения программы «Вокал»для детей дошкольного возраста.

В основу разработки данной программы легли известные педагогические
технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся:


технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов);



технология индивидуального обучения (И. Э.Унт);



личностно-ориентированная технология (И. С. Якиманская);



технология сотрудничества (Ш. А. Амонашвили).
Задачи певческого развития студийцев решаются в процессе индивидуальных
занятий теоретического и практического характера. Программный материал
осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных
данных каждого обучающегося.
Формы обучения:



игра–увлекательно-познавательные задания, пение, игры, упражнения,
тренинги;



показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;



прослушивание разучиваемого произведения, отдельных партий, музыкальных
композиций;



устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию
правильного звучания или правильно исполненного движения, ритма;



разучивание – по элементам, по частям, в целом виде; разучивание
музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;



репетиционные занятия–подготовка готовых эстрадных номеров к зачётам,
концертным выступлениям.
Методы обучения:



словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и
понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;



наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио
иллюстраций, видео примеров;



игровые: применение музыкально-дидактических игр, создание разного рода
игровых ситуаций, форм организации деятельности в виде музыкальной игры;



практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных,
двигательных упражнений и заданий;



репродуктивный метод: метод показа и подражания;



проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных,
пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного
произведения;



творческий метод: определяет качественно-результативный показатель
практического воплощения программы(индивидуальность, инициативность,
особенности мышления и фантазии обучаемого);



метод импровизации и сценического движения: это один из основных
методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское
мастерство на новый профессиональный уровень.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная
последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного,
напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.
Песенный репертуар
Важным средством обучения, воспитания и развития обучаемых является
учебный и концертный репертуар, который основывается на следующих
принципах:



отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной классики
эстрадного искусства, произведений современных композиторов-песенников;



исполнение разнохарактерных, разножанровых произведений;



постепенное усложнение репертуара, направленное на решение педагогических,
технических и художественных задач;



учет вокальных возможностей, музыкальных интересов и художественного
вкуса обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. –
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с.

2.

Билль А.М, Бокуславская Л.А. Чистый голос. Методический материал для
организаторов педагогов детских эстрадных студий. – М.: Государственный
Российский Дом народного творчества; 2003 – 110 с.

3.

Бекина С.И. Музыка и движение. (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7
лет): из опыта работы музыкальных руководителей детских садов/ Авт. – сост.:
С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковинина. – М.: Просвещение, 184 – 288 с.,
нот.

4.

Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ под редакцией
Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

5.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во
внеклассной работе: Игровые упражнения… М.: «5» за знания, 2005 – 192 с.

6.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие
для воспитателя музыкального руководителя дет. сада (из опыта работы) – М.:
Просвещение, 1985 -160 с., нот.

7.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ сост.
О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990 – 207 с.

8.

Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.,
л. ил.; нот.

9.

Кобалевский Д. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. – 2 –е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1984 – 206 с., ил.

10.

Лучшие методики для дыхания по Стрельниковой, Бутейко, цигун/ сост. Н.Н.
Иванова. – изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 312 с., (5) с:
ИЛ – (Панацея).

11.

Любимые мелодии. Редактор Н.И. Сазонова, Марийский полиграфкомбинат,
2000 – 256 с.

12.

Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/ художник
А.А. Силиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2002 –
128 с.: ил – (практическая психология в школе)

13.

Макшанцева Е.Д. Детские забавы: М.: Просвещение, 1991 – 64 с.: нот.

14.

Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981 – 191 с., ил.

15.

Сборник авторских программ дополнительного образования/
С 23 детей/ сост. А.Г. Лазарева. – М.: Гелекса; народное образование;
Ставрополь: Сервисшкола, 2002 – 312 с.

16.

Сет Риггс. Как стать звездной/ сост.: GuitarCollege. М.: 2000 –
104 с.: ил.

17.

Юдина Е.И. Мой первый учебный по музыке и творчеству/ Азбука музыкальнотворческого саморазвития/ серия: У тебя получится/ М.: Аквариум, 1997 – 272 с.
Audio, SD, DVD материалы

1.

А. Усачев. Песни для детей любого возраста, 2000.

2.

Аудиошкола для вокалистов. Как стать звездой V. Полный учебный курс.

3.

Детская дискотека. Мамонтенок, 1999.

4.

Детский ансамбль Уикенд ДДТ «Остров», г. Миасс, 2000.

5.

Детский ансамбль Уикенд «7 нот» ДДТ, «Остров» г. Миасс, 1999.

6.

Детский театр песни Светофор «Город детства»/ сборник песен для детей 9-14
лет, 2004.

7.

Домисолька. Мы все слегкалошарики, композитор О. Юдахина. Поэт Ю. Энтин,
1997.

8.

Детский хит. В. Крутских и группа «Волшебники двора», 2005.

9.

Караоке. 100 лучших хитов. Суперхит.

10.

Караоке с БЭК-вокалом. 3000 песен. Версия 2, 2005.

11.

Песни для детей. Мечты девчонки. «Цветные сны».

12.

Песни В. Шестакова в исполнении группы Звездный дождь, 2000.

13.

77 лучших песен для детей. Выпуск 3, диск 2, суперсборник, 2003.

14.

Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», февраль, 2005.

15.

Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», апрель, 2005.

16.

Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», декабрь, 2005.

17.

Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», апрель, 2006.
Нотный материал

1.

Бырченко Т. С песенкой по лесенке – М.: Всесоюзное издательство Советский
композитор, 1984 – 112 с.

2.

Дело спорится у нас. Песни и стихи о профессиях. – М.: Музыка, 1984 – 32 с.

3.

Вам наши песни и сердца. – М.: Советский композитор, 1975 –
56 с.

4.

Когда тебе 16. Лирические песни для старшеклассников.сост.
С. Грибков, - М.: Советский композитор, 1984 – 46 с.

5.

Крылатов Е. Крылатые качели. Песни из телефильма «Приключения
электроника» - М.: Советский композитор, 1983 – 40 с.

6.

Музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста –
Л.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 – 68 с.

7.

Музыкальная грамота. А. Барабошина, Н. Боголюбова –
Л.: Музыка, 1986 – 104 с.

8.

Прокофьев С. Детская музыка. 12 легких пьес для фортепиано – М.: Музыка,
1980 – 36 с.

9.

Популярные зарубежные мелодии. В легком переложении для фортепиано
(гитары) – Санкт-Петербург.: Композитор, 1998 – 20 с.

10.

Песни из репертуара вокально-инструментального ансамбля. Выпуск 11. Сост.
А. Васильев. Изд. Музыка, 1976 – 32 с.

11.

Русские народные песни. Мелодии и тексты – М.: Музыка, 1986 – 128 с.

12.

Хоровод веселый наш. Произведения для пения и фортепиано. Выпуск 1. Сост.
Бекина С.И., Ломова Т.П.

13.

Хромушин О. Песни для детей для голоса в сопровождении фортепиано – М.:
Советский композитор, 1984 – 47 с.

14.

Чебурашка. Песни и музыка из мультфильмов. Выпуск 7 –
М.: Советский композитор», 1989 – 32 с.

15.

Шире круг. Выпуск 3. Песни танцевальных ритмов. Сост. Островская Т.Л. – М.:
Советский композитор, 1991 – 64 с.

16.

Школьные годы. Песни для детей среднего и старшего школьного возраста.
Выпуск 43. Ред. Э. Плотица. – М.: Советский композитор, 1990 –
72 с.

Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для теоретических и практических занятий.
2. Ноутбук, фортепиано, зеркала.
3. Звукоусиливающая аппаратура.
4. Сцена.
5. Методическая литература, аудио-, видео-пособия.
6. Концертные костюмы, реквизиты.

Список литературы
Список литературы, использованной при составлении программы
1.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

2.

Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

3.

Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя. Молодежная
эстрада. № 5 - 1990 г.

4.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.

5.

Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям. – СПб., 2005.

6.

Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. –
М., 1981.

7.

Исаева И.О. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.:АСТ:
Астрель 2006.

8.

Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности. – М.: Таланты-21 век, 2004.

9.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

10.

Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

11.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль:
Академия развития, 1997.

12.

Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. - М., 1982.

13.

Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.

14.

Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.

15.

Эфрос А. Репетиция – любовь моя. - М., Искусство, 1975г.

Список литературы, используемой при реализации программы
1.

Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983.

2.

Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2007.

3.

Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. М.: ВЦХТ, 2004.

4.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. –
СПб., 1997.

5.

Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

6.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – Москва, 2002.

7.

Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.

8.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.

9.

Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль,
Академия Холдинг, 2002.

10.

Хачатуров В.Х. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996 г.
Список литературы, рекомендованный детям и их родителям
1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.,
Просвещение, 2000.
2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое
пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.
3. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
4. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса у детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
5. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
6. Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.

8. Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век,
1996г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».