Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования в структуру общего образования
целесообразно ввести предшкольную ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 55,5 лет.
И в нашей образовательной среде нашего городского округа выявились такие
противоречия:
1.между стремлением родителей и государства обучать и развивать детей с раннего возраста;
2.между успешной адаптацией и обучением успешности и различным уровнем готовности
будущих первоклассников к школе;
Но и немало важным является сохранение престижа ОУ в условиях растущей конкуренции
в образовании. На основе этих противоречий обозначилась проблема: как в современных
условиях развития нашего общества обеспечить возможность «единого старта» детей,
начинающих учиться в школе.
Эта проблема определила две важнейшие цели нашей деятельности:
Социальная цель: создать комплекс условий для обеспечения единого старта
первоклассников.
Педагогическая цель: развивать личность ребенка старшего дошкольного возраста,
формировать его готовность к систематическому обучению.
Для решения проблемы в нашем образовательном учреждении была разработана
компилятивная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника». Программа создана на
основе программы «Предшкольная пора», разработанной авторским коллективом под
руководством Н.Ф.Виноградовой.
Программа обучения и развития детей имеет следующую структуру:
1) пояснительная записка;
2) структура программы;
3) учебный план;
4) содержание программы;
5) методические рекомендации к организации образовательного процесса;
6) схема мониторинга.
Коцептуальные подходы к построению программы:
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания
требует решение нескольких проблем:
- сохранение и укрепление здоровья детей, как обучающихся в условиях предшкольного
образования, так и пришедших в школу в шесть лет;
- отбор содержания образования на ступени предшкольного образования, которое
обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования
содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
Таким образом, выбор содержания методов и форм организации образования детей 5-6
лет должен, прежде всего, учитывать, что они – дошкольники, то есть только готовятся к
систематическому обучению.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе
следующих принципов:
1.Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность
для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность
процесса обучения и воспитания.
1

2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для
этого периода развития.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных
качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим
миром.
5.Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в
школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом
классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
6.Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка,
его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, истории и др.)

Структура программы.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок
для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
В программе пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в
результате его обучения:
1.Познаем мир.
2.Учимся языку.
3.Учимся думать, рассуждать, фантазировать
4.Учимся рисовать.
5.Играем, поем и укрепляем здоровье.
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном
мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию детьми ярких,
легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид,
передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущих
первоклассников, их умения использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе
и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к
изучению предметов начальной школы, прежде всего – математики и окружающего мира.
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения,
являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется
осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных)
между предметами и объектам окружающего мира, а также развитию моделирующей
деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического
мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную
подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего – математике.
Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе; логическая пропедевтика (включает формирование логических умений,
составляющих основу формирования понятия числа); символическая пропедевтика
(подготовка к оперированию знаками).
Раздел «Учимся языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связную
речь, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказрассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского и
английского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое
внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие
графической деятельности детей – рисование и способствует формированию ряда умений,
которые можно объединить в несколько блоков:
2

- пространственная ориентировка;
- умение анализировать предмет и изображение;
- развитие воображения;
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел «Играем, поем и укрепляем здоровье». Содержание этого раздела направлено
на развитие умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами,
в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется развитию тех
компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: принятие и
удерживание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата,
точное выполнение инструкции (правила) игры и др. Обеспечивает развитие творчески
активной личности ребенка. Способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Учебный план
Продолжительность обучения: 28 недель (с 01 октября по 01 мая текущего учебного
года) с учетом 2х недельных каникул в январе, 9 занятий в неделю, следовательно,
общее число часов – 252 часа.
Занятия в «школе раннего развития» проходят:
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 3 занятия в день.
Длительность занятий: 30 минут, перерывы между занятиями– 15 минут.
В условиях нашего ОУ целесообразен такой режим дня:
18.00 – 18.30 – 1 занятие
18.45 – 19.15 – 2 занятие
19.30 – 20.00 – 3 занятие.
Предметы и количество занятий по разделам программы:
Предметы
Количество часов
в неделю
всего
1.Познаем мир
Окружающий мир
1 час.
28 час.
2.Учимся думать
Математика
2 час.
56 час.
3.Учимся языку
Обучение грамоте
2 час.
84 час.
Английский язык
1 час.
4.Учимся рисовать
Прикладное искусство
1 час.
28 час.
5.Играем,
поем, Музыка
1 час.
56 час.
укрепляем здоровье
Физкультура
1 час.
9 часов
252 часа
Раздел

Содержание программы
Познаем мир
№
Раздел
Содержание раздела
Часы
1 Предметный
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их
10
мир
назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В
бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по
запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов,
называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения
предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,
материалу и др.). Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре)
пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос6 «Что
изменилось?»).
3

2

3

Природа

Общество

На основе наблюдений определять основные цвета спектра (радуга) и
дополнительные. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму
предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар),
ориентироваться в количественных характеристиках предметов (большеменьше, один-много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и
отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада
(школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки
транспорта; знать дорогу в детский сад (школу). Ориентироваться в помещении
(музыкальный зал, спортивный зал, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с
ориентировкой и перемещением в пространстве (направо-налево, сзади-впереди,
за, под, перед, в центр, с краю и др.), определением пространственных
отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов
быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон
(например: арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные
геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник,
овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета – измерять с помощью других предметов –
меры. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в
понятиях: «время», «давно», «недавно», «долго – не долго», «еще будет» и др.
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные
для данного времени года (например: листопад, похолодание, замерзание
водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и
последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На
основе наблюдений соотносить природные явления с погодными условиями
(град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свойства песка,
глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко
окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных
веществ (воды, песка, глины и пр.) для игры, конструктивной деятельности,
труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных).
Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и
различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику
некоторых животных. Проявлять желание ухаживать за животными и
растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за
животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду). Овладеть
некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев
круглых семян, полив, вытирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые
растения и животных, не ловить бабочек, жуков; бережно относиться к
растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунке, лепке,
аппликации) результаты наблюдений в природе.
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные
достопримечательности своего города: парк, музей, памятник, площадь, места
труда и отдыха людей родного города.
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды,

9

9

4

фильм) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов
родной страны, с достопримечательностями столицы; узнавать их (Кремль,
Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина,
автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на
улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения
(«пешеходный переход», «зебра», «остановка транспорта»), сигналы
светофора. Уметь вести себя в транспорте: не кричать, держать за руку
взрослого, спокойно сидеть и т.д.
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия и трудовые
действия некоторых профессий.
ИТОГО

28

Учимся думать, рассуждать, фантазировать
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между
элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя
результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше-меньше», «больше-меньше на
столько-то»; уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины,
выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или
вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, -1).
Значить числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической
деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но
меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1 или 1 и 1 и 1»). Определять при счете
направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий».
Узнавать и называть цифры (0,1-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства
изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки
предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов
(фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить
(достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.
Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех
же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие)
для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния,
пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе
действий
с предметами сравнивать смежные числа, накладывать и прикладывать
геометрические фигуры, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по
одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в
пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать
предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать», «Как и почему
именно так буду делать». Быть готовым переделывать свою работу, если ее неправильно
сделал.

Учимся языку
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества
и свойства предметов («какой. Из чего сделан», «для чего нужен»), обобщающими словами
5

(«мебель», «одежда», «обувь», «посуда» и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и
противоположные по значению (например: «бежать, мчаться, идти»; «хохотать, смеяться,
улыбаться»; «грустно-весело», «легко-тяжело» и др.).
При ответе на вопросы и при описании предметов пользоваться словами,
характеризующими их свойства и качества (например: «широкий», «мелкий», «глубокий»,
«узкий», «мягкий» и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и
различные черты (например: «два схожих яблока», «яблоко и банан» и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения,
игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей
(«печальный», «грустный», «обиженный», «усталый»).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной
характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, предмета декоративноприкладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал).
Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия,
игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах
семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания
животных.
Составлять рассказ на доступные
детям темы по серии сюжетных картинок
(последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картинке, несложному
натюрморту, пейзажу.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять
предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знакомзаместителем. Следуя образцу, интонационно выделять звук в слове, называть его
изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку; называть пары
звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой
анализ 3-5 звуковых слов (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заменителем гласные, твердые и
мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав
слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале своего
алфавита.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Учимся рисовать
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета,
расположения в пространстве предметов и объектов.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям.
Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи
настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве
листа. Для
воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами
изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и
изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и
животными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет,
цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике.
6

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись,
скульптура, пейзаж, портрет).

Играем, поем и укрепляем здоровье
Овладеть разными видами игр (с предметами, подвижные, ролевые).
В процессе в имитационных играх («превращение предмета», «подражание кому-то»,
«изображение профессии или действия» и др.). Разыгрывать простые сценки: «приглашение в
гости», «знакомство», «поздравление», «диалог по телефону», «встреча друзей», «разговор
животных» и др. Имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть
внимательным при повторении движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).
Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники»,
«Космонавты» и др.). Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы
сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе
правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты. Принимать участие в
подвижных играх.
Методические рекомендации к организации образовательного процесса
Независимо от того, в каких условиях какого социального института (детский сад,
школа, семья) будет проходить обучение пятилетних детей. Необходимо, чтобы его
руководители (учитель, родитель) ориентировались на два важнейших требования:
- необходимость получения реального результата обучения, определенного
предложенной Программой обучения;
- учет индивидуальности ребенка, его эмоционального благополучия и интереса к
занятиям; желания посещать образовательное учреждение и в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим
требованиям, учет которых будет способствовать
более эффективному достижению
поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического
климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и
возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1.Нельзя предъявлять к детям требования, которых они не могут выполнить, так как это
препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношения к
деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения.
2.Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений,
которые будут изучаться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального
обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут
использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не
могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др.
3.Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка
является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и
методом обучения.
4.Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного
общения детей. Потребность в обращении со сверстниками – особая черта детей этого
возраста: именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих
коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
5.Педогог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и
учитывать их в процессе обучения: темп деятельности; отношения со сверстниками,
индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний –
умений;
7

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная,
групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных
(игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Система мониторинга
Для реализации системы мониторинга разработаны параметры и критерии диагностики.
1.Уровень комфортности детей, закончивших «Школу будущего первоклассника» и
обучающихся в нашем ОУ (высокий, средний, низкий).
2.Уровень готовности к обучению в школе (высокий, средний, низкий).
Эту диагностику проводит и обрабатывает педагог-психолог.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».