Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи

1.2.

Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы

1.3.

Характеристики особенностей развития детей 5-7 лет

1.4.

Предполагаемые результаты освоения Рабочей Программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Учебно-тематический план.

2.1.1.

Старшая группа. Дети 5-6 лет.

2.1.2.

Подготовительная группа. Дети 6-7 лет.

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3

Способы и направления развития детской инициативы

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1

3.2

Материально-техническое обеспечение Рабочей Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
воспитанников
Расписание занятий
3.3 Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Возможно, самое лучшее,
самое совершенное и радостное,
что есть в жизни –
это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка
и вместе с ним».
А. И. Буренина
Пояснительная записка
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ
предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть
будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому
необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед
какими трудностями. Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно
представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без
танцев. Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит
уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и
совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь
ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность
движений, пластичность, призван хореограф в ДОУ. Наиболее полное
раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ,
определяется через выбор хореографического направления. Данная
программа строится на обширном изучении ритмического и русского
народного танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие детей.
Научить малыша воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений,
красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Это
эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально
– нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в
образовательной танцевальной деятельности. Данная программа направлена
на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать
и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию,
память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют
развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Между тем
хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец
является богатейшим источником 4 эстетических впечатлений ребенка. Он

формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества»,
посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные
стороны нашего существа. Обучаясь по этой программе, дети научатся
чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем
помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском
мастерстве. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку,
равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии
движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают
положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются
различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять
движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными
образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе
систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое
восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того,
чтобы одновременно точно выполнять движения. Параллельно с развитием
музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на
занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более
раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности,
воспитать в себе трудолюбие и терпение. В основу данной программы
положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов –
практиков – А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др. Используются
учебно – методические пособия Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика»,
А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Новизна программы: в данной программе интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников. Обучаясь по ней, в игровой и доступной форме дети научатся
владеть своим телом, чувствовать ритм, слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку,
научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут
представление об актерском мастерстве. Параллельно с развитием
музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на
занятиях по ритмике дети научатся чувствовать себя более 5
раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности,
воспитать в себе трудолюбие и терпение. Программа разработана на
основе Федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования -имеет развивающий характер, учтѐн
оздоровительный компонент, базируется на игровых методах, музыкальная
деятельность происходит в разнообразных формах.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12 .
Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением
Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором от 15.05.2013 №26
СанПиН 2.4.1.3049-13.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования», утвержденный Призаком Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных
движений и передаче образов через движения, формирование социально
значимых личностных качеств и развитие творческих способностей
посредством ритмики и танца.
Задачи программы:
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в
движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность,
работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной
активности
1.2.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и
подходы:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего
взаимодействия взрослых (законных
работников) и детей;

и гуманистического характера
представителей, педагогических

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах,
специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей,
связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах
деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование
у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью).
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Старшая группа. Дети 5-6 лет.
Возрастные особенности. Дети становятся более артистичными и
координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое
поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают
различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития
физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно
выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно
хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или
движение правильно.
Подготовительная группа. Дети 6-7 лет.
Возрастные особенности. С шести лет дети уже больше осознают свое «Я»,
хорошо взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться
делать движения лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно
исправлять свои ошибки и вносить коррекцию по ходу двигательной
деятельности. Таким детям легче освоить сложнокоординированные
танцевальные движения и гимнастические упражнения.
1.4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Мониторинг танцевально-ритмической деятельности.
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической
деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке
«Ритмопластика» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу
грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными
возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы
в перспективное планирование.
Это исследование проводится в два этапа:

- в начале учебного года с использованием таких методов как беседа,
анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения;
- в конце учебного года проводится отчетный концерт.
Ожидаемые результаты:
- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
- овладение выразительностью и красотой движения;
- овладение чувством ритма;
- возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;
-укрепление
иммунной
системы
организма;
- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного
аппарата;
- развитие правильной осанки;
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Программа разделена по возрастам и рассчитана на 2 года обучения в
соответствии с возрастными группами детей:
2.1.1 СТАРШАЯ ГРУППА. ДЕТИ 5-6 ЛЕТ.
Содержание программы.
№ месяц

тема

Кол-во часов

1

Сентябрь-октябрь Изображение животных
природы в движении

2

Ноябрь-декабрь

У природы нет плохой погоды 18 часов

3

Январь-февраль

Русский танец

4

Март-апрель

Знакомство с современными 17 часов
танцевальными движениями

5

май

Мы
умеем
танцевать. 9 часов
Отчетный концерт

1.Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.

и

14 часов

14 часов

2. Партерная гимнастика.
упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника с использованием
стихов (логоритмики)
плавный переход из упражнения в упражнение: «книжка», «бабочка»,
«лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка», «коробочка»
1. Танцевальные движения.
повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах,
плоские кольца, флажки, ленты на палочке, шляпками) пройденные с
последовательным чередованием и новые, более сложные
работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками
движения корпусом наклоны и повороты в сочетании с пройденными
движениями
танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных
ранее
построение в круг, в линию, в две, в три линии, в четыре линии с
использованием пройденных танцевальных элементов;
движения польки по кругу;
«Енка-енка» в различных видах построения
2. Сюжетно-образные танцы
Повторение изученных ранее танцев и некоторое их усложнение
Изучение новых танцев, «Я рисую», «Стирка», «Полечка», «Зима»,
«Дикари».
3. Музыкальные игры
Ранее изученные игры по желанию,
Игры «рыбак и рыбки», игра с лентами «Твой цвет – ты танцуй»
2.1.2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ДЕТИ 6-7 ЛЕТ.
Содержание программы.
№ месяц

тема

Кол-во часов

1

Сентябрь-октябрь Современные
движения.

танцевальные

2

Ноябрь-декабрь

Сказочные перевоплощения

18 часов

3

Январь-февраль

Танец вальс

14 часов

4

Март-апрель

Упражнения
с
дугами, 17 часов
лентами, цветами, голубями,
мячами

5

май

Мы
звезды!
концерт

14 часов

Отчетный 9 часов

1. Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
2. Партерная гимнастика.
-упражнения для развития гибкости с усложнением: «книжка», «бабочка»,
«лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка»
-быстрый переход из упражнения в упражнение с использованием
музыкальной подборки
-быстрый переход из упражнение в упражнение с использованием
стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»
3. Танцевальные движения.
-повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
-упражнения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские
кольца, флажки и другие) пройденные с последовательным чередованием и
новые, более сложные
-работа корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими элементами
(притопами, различными танцевальными шагами, движениями руками)
-построение в два круга, противоходы и другие перестроения в сочетании с
танцевальными движениями и с использованием атрибутов;
-танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных
ранее, смена партнера в движении
-танец польки по кругу со сменой партнера;

4. Сюжетно-образные танцы
Повторение изученных ранее танцев и добавление перестроений
Изучение новых танцев с использованием предметов «Мы маленькие
звезды», «Барбарики», «Гномики», «Чико-Нико», «Бибика».
5. Музыкальные игры
Ранее изученные игры по желанию,
Игры «Дискотека», игра
танцевальных движений»

«Зеркало»,

«Догонялки

с

использованием

Итоговое занятие.Отчетный концерт в конце года.
2.2 ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
С
УЧЕТОМ
ВОЗРАСТНЫХ
И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОСПИТАННИКОВ,
СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И
ИНТЕРЕСОВ
Примерный план организации занятия танцевального кружка.
Вводная часть:
построение и приветствие детей
проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова
прямо
Подготовительная часть занятия:
разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
партерная гимнастика
разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение
пройденных.
разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
музыкальная игра

построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен
Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы,
бега и прыжки. Как правило, разминка выполняется по кругу с
продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением
образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как
зайчики».
Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с
различными предметами и без них.
Партерная гимнастика.
Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые
выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть
своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие
упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием
логоритмики.
Танцевальные движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей,
что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению
двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел
входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки,
прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений
различных танцев.
Сюжетно-образные танцы.
Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво
и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом
песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетнообразные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства
ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с
музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе
с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть
чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается
музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность,
ориентация в пространстве. В этом разделе используются, как правило
изученные танцевальные движения.

Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе
используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания
доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие
внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха,
чувства ритма, ориентации в пространстве: «Тетя Весельчак», «Музыкальная
шляпа», «Покажи персонажа» и т.д.
2.3.СПОСОБЫ
ИНИЦИАТИВЫ

И

НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ

ДЕТСКОЙ

Для реализации программы необходима наиболее продуктивная в настоящее
времяличностно -ориентированная модель музыкально-педагогического
процесса, в которойпредусматривается индивидуальный подход к каждому
ребенку, субъектные партнерскиевзаимодействия детей и педагогов,
реализуемые на фоне благоприятногопсихологического климата и
эмоционального комфорта каждого ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным
формаморганизации музыкальной деятельности детей. Так, например, для
того чтобы вызватьинтерес к предстоящему занятию, часто возникают
занимательные для детей игровыеситуации, в процессе разрешения которых
формируется мотивация к занятию. Далее напротяжении всего занятия
взрослые постоянно в своей музыкально-педагогическойдеятельности
поддерживают интерес детей к занятию.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на
положительномэмоциональном фоне и дети не «заучивали движения», а
увлеченно занимались ею ибыли достойно оценены педагогом. Это
необходимо для успешного развития личностикаждого ребенка.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением материала. На следующий год обучения пройденный материал
подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с
учетом возрастных особенностей детей.
В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная
гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и
возможности детей.
2.4 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействие с семьями воспитанниками строится на основе
сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей.

В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с
семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.
Основные цели и задачи:
- изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации кружковой деятельности в
детском саду ;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с мероприятиях;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
Основные формы работы с родителями:
- беседа;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- информационное пространство (уголок для родителей;
- фото и видеозапись непосредственно образовательной деятельности;
- открытые занятия.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ,
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИМИ
МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Предметы, используемые для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы:
платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи,
плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные
шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных
концертов используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для
яркости
представления
приобретенных
навыков
по
программе
«Ритмопластика»
Технические средства
аудио материал, фото и видеосъемка.
3.2 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Программа разделена по возрастам и рассчитана на 2 года обучения в
соответствии с возрастными группами детей:
Возрастная группа
Режим работы

Продолжительность
занятий в течение
года
Количество
учебных недель
Количество занятий
в неделю

Старшаягруппа Подготовительная
группа
Вторник
Вторник
15.55 – 16.20
15.15 – 15.45
Четверг
Четверг
15.55 – 16.20
15.15 – 15.45
С 15.09.202131.05.2022

С 15.09.202131.05.2022

36

36

2

2

Методическая литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 2010
2. Боголюбская. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных
хореографических коллективах (учебно- методическое пособие). М., 2015
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 2012
4. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей» СанктПетербург 2004г.
5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2012
6. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и
танцевальных движений для детей 5-7 лет. – М., 2004
7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. – М., 2015

Используемая методическая литература на электронном носителе:

1. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Са-фи-дансе» «Танцевально-игровая
гимнастика для детей» Санкт-Петербург, «Детство – ПРЕСС» 2000г.
2. Л. А. Соколова «Детские олимпийские игры» Волгоград 3. Л. И.
Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений для детей
3-7 лет» Мозаика – Синтез 2013г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».