Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальная ритмика Конфетти"

Содержание
№п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

Раздел
Целевой раздел
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Цели и задачи Программы
Объем Программы

Страница
4
4
4
5
7
8

1.6
1.7
1.8

Возрастные особенности детей
Планируемые результаты и способы определения их результативности

II
2
2.1

Содержательный раздел
Содержание Программы
Перспективно - тематический план

12
12
12

2.2

Основные методы обучения

13

2.3
III
3.2

Взаимодействие с родителями по развитию детей
Организационный раздел
Календарно-тематическое планирование для детей 1,5 - 2 лет

15

Формы подведения итогов реализации Программы

3

9
9
11

17

3.3
IV

Календарно-тематическое планирование для детей 3 - 4 лет
Календарно-тематическое планирование для детей 5-7 лет
Организационно-педагогические условия
Список литературы

4

23
30
36
37

I. Целевой раздел.
1.Пояснительная записка
1.2 Направленность программы
Дополнительная образовательная программа Танцевальная студия "Конфетти" для детей от 2 до 7 лет на 2023-2024
учебный год, (далее Программа) является дополнительной образовательной программой.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273-Ф3; - Приказ
Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г., № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г., №06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.
Москва «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13;
- Устав ДОУ.

5

Содержание Программы включает задачи художественно-эстетического направления развития дошкольников.
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса
дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей.
Музыкально- хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания,
художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства,
отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений
исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского
воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при помощи собственного тела». Танцу
присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой,
является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность,
благотворную для развития творческих способностей. Таким образом, танец – это вид художественной деятельности,
оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, потому что в танце в единой деятельности
сочетаются музыка, движение и игра.

6

Занятия танцами позволяют дифференцировать темп движения, развивать чувство ритма, способствуют формированию
красивой осанки. Они помогают усвоить основные музыкально-теоритические понятия, развивают слух и память,
активизируют восприятие музыки. На занятиях дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении
средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают у детей
координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, исправляют природные недостатки (сутулость,
развернутость стоп и т.п.). В ходе занятий особое внимание уделяется технике: прямая спина, ходьба с правильным
положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса.
Важнейшее значение для музыкально – ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных
произведений. Весь материал курса построен на высокохудожественных образах русской и зарубежной классической и
народной музыки, детского музыкального материала (песни, считалки), что, несомненно, способствует развитию и
воспитанию музыкального вкуса детей. У них развиваются ассоциативная память, внимание, творческие способности, а
также инициатива и воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движением.
Большую роль в занятиях с детьми играет их творческая инициатива и воображение, возбудителям которых является
музыка, в качестве музыкального сопровождения используются произведения, имеющие выразительную, яркую, живую
мелодию. Только при этом условии движение будет естественно и органично сочетаться с музыкой. Кроме того, надо
помнить, что дети имеют небольшой запас движений, поэтому они смогут правильно реагировать лишь на музыку
простую, хорошо им понятную. Насыщение жизни детей народной, классической и современной музыкой.
В разработке программы использовались следующие методические разработки :
7

-А.И. Буренина, Т. Сауко " Топ-хлоп, малыши",
-М. А. Михайлова, Н.В. Воронина "Танцы, игры, упражнения для красивого движения";
-Е.Ю Дрожжина, М.Б. Снежкова "Обучение дошкольников современным танцам".
Педагогическая эффективность и целесообразность программы определена тем, что ведущим методом проведения
занятий является игровой метод. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
1.4. Цели и задачи Программы
Цель работы танцевальной студии «Конфетти»:
Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства , создание условий для активности
детей, побуждая их к творческому отношению в танцевально-исполнительской деятельности, самовыражению и
импровизации в процессе ее исполнения.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
• обучение детей танцевальным движениям;

8

• формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных
движений;
• формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
• формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
• развитие у детей активности и самостоятельности;
• формирование общей культуры личности ребенка;
• создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить
вклад в общий успех.
Развивающие:
•

развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков;

• развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
Оздоровительные:

9

• укрепление здоровья детей;
• развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
• формирование осанки.
Реализация Программы осуществляется с октября по май, 30 учебных недель, 60 занятий в год, 2 занятия в неделю
по 25-30 минут.
1.5 Объем Программы
Для реализации программы, образовательный процесс организован в рамках четырех этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап –. закрепление знаний и умений, в рамках концертно-сценической деятельности;
3 этап – накопление и закрепление знаний и умений, концертно- сценические мероприятия..
4 этап- совершенствование исполнительского стиля.
Срок реализации всех четырех этапов- 4 года. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе.
Возраст обучающихся:
1 год обучения – 1,5-2 лет (1 этап);
2 год обучения - 3-4 года (2 этап);
3 год обучения - 5-6 лет (3 этап);
10

4 год обучения - 6-7лет (4этап)

1.6 Возрастные особенности детей, обучающихся по Программе
Дети возраста от 1,5 до 2 лет с выраженным интересом слушают музыку, выполняют простые музыкальноритмические движения.
Дети возраста от 3 до 4 лет могут исполнить различные виды основных движений, откликаются движениями тела
на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ; овладевают танцевальными
движениями, используя их в танцевальных композициях.
К пяти годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения, имеют
достаточно разнообразный арсенал выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют
хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.
Всё это даёт возможность усложнять предлагаемые упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению
заданий.
В процессе занятий формируется способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному
образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетноролевой основой, с активным привлечением самих детей к творческому процессу.
11

1.7 Планируемые результаты и способы определения их результативности
У детей младшей группы (возраст от 1,5 до 2 лет) координация движений развита недостаточно. Они ходят
переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является
возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные
сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают
слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что
помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей
различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. Дети
активно реагируют на музыку, умеют эмоционально передать ее настроение, могут исполняют пружинистый шаг, хлопки,
притопы
Показатели уровня развития детей:
- интерес к танцевальному процессу движения под музыку;
- выразительность движений;
- умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.

Дети возраста от 3 до 4 лет умеют двигаться после вступления музыки, исполняют подскоки, боковой галоп,
пружинящий шаг, приставной шаг в сторону; плавно и легко работать руками.
Показатели уровня развития детей:
- выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;
12

- умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;
- использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

Дети от 5 до 7 лет умеют выразительно исполнять танцевальные движения.
Показатели уровня развития детей:
- умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;
- освоение сложных видов движений;
- способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

По окончании обучения у детей в достаточной степени развиты мышечная сила, гибкость, выносливость, скоростносиловые и координационные способности, мелкая моторика рук. У детей развито внимание, умение слушать взрослого и
выполнять его инструкции. У детей сформированы навыки необходимые для двигательной и музыкально- ритмической
деятельности: чувство ритма, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, выразительность,
пластичность, грациозность и изящество движений. Дети проявляют находчивость и познавательную активность. Имеют
навыки самовыражения, могут движениями, под музыку передать настроение, создать выразительный образ, способны
предложить собственный замысел и воплотить его в движении. Воспитанники имеют навыки взаимодействия в группе
сверстников, достаточно развитое чувство товарищества, взаимопомощи.
13

1.8 Формы подведения итогов реализации Программы
Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков- концертов, тематических занятий, где
дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец
образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и
танцевального произведения.
Работа танцевальной студии "Конфетти" освещается через официальный сайт учреждения в сети интернет, через
информационные стенды ДОУ. Отчет руководителя

о реализации дополнительного образования заслушивается на

итоговых педагогических советах. Отчет проводится в форме самоанализа, презентации.
II Организационный раздел
2. Содержание Программы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки детей на основе требований
хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание
составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем,
что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по
музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и
народов, знания по музыкальному этикету.
14

В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев. Уровень знаний и
умений учащихся проверяется во время проведения открытых уроков, утренников, смотров, конкурсов и концертов
хореографических коллективов, промежуточной и итоговой аттестации.
Продолжительность занятия 25-30 минут. Количество занятий в неделю – 2 раза, учебная нагрузка 60 часов в год.
2.1 Перспективно - тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Хореографические упражнения
Танцевальные шаги
Общие танцы
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-подвижные игры по
ритмике

10
15
15
10
10

итого

60

2.2 Основные методы обучения
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать
достижение поставленных целей и решение намеченных задач. Методы обучения – это способы совместной деятельности

15

педагога и воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-ритмический
материал, прививаются навыки, формируется и развивается эстетический вкус и музыкально- двигательные способности.
Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи:
раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты,
описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под
музыку и т.д.
Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную
композицию или элементы и анализирует их.
Метод устного изложения учебного материала – с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и
современном состоянии хореографии. Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя,
те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и
особенности танцевальной музыки.
Методы танцевально-практических действий. Методы познавательной деятельности детей: иллюстративнообъяснительный метод репродуктивный метод. Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.
К этим методам можно отнести: 20 показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание
ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
16

звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного
навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им
по прошлому опыту материал. Этот метод позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль затем, как дети
усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и навыками..
Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог обоснованно доказывает ребенку
определённые положения, эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. В эту базу
входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений.
Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах
соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и ситуаций. Коллективно-творческое дело –
метод применяется на такой стадии развития детского коллектива, когда воспитанники овладели определёнными
навыками самостоятельной, практической и творческой деятельности. Методические приемы варьируются в зависимости

17

от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема
программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-хореографические занятия, в ходе которых
осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и
танцевальных способностей каждого ребенка.

2.3 Взаимодействие с родителями по развитию детей

Мероприятия

дата

Родительские
собрания
по октябрь
ознакомлению родителей с работой
танцевальной студии "Конфетти"
Распространение информационных В течении года
материалов: папка - передвижка
памятки, буклеты, странички в соц.
сетях сети Интернет.
Консультации
в
консультационного пункта

рамках В течении года

18

Оказание
информационной В течении года
поддержки (в том числе посредствам
сети
Интернет)
родителям
и
заинтересованность в проявлении
таланта детей
Участие праздниках, выступлениях и В течении года
конкурсах
Знакомство
родителей
с В течении года
разноплановыми хореографическими
композициями,
расширение
представлений о хореографии, как о
виде искусства и ее связи с
окружающей их жизнью
Вовлечение родителями ребенка в В течении года
учебный
процесс,
помощь
в
изготовлении костюмов к праздникам
и конкурсам
Отчетный
хореографического кружка

концерт май

19

III Содержательный раздел
3.1 Календарно-тематическое планирование для детей 1,5 - 2 лет

№ занятия

тема

задачи
октябрь

1

«Давайте познакомимся!»

«Давайте познакомимся!»
Знакомство с детьми. Что
такое танец? Основные
правила
поведение
в
танцевальном зале, правила
техники
безопасности.
Постановка корпуса, рук,
ног и головы.

2

«Что такое танец?»

Дать детям элементарное
представление о танце.
Основные элементы танца

3

«Азбука танца» «Спокойный
шаг»
«Воробушки»
«Попрыгаем
легко»
«Побегаем» «Покружились»
«Хлопки» «Хлопки в ладоши и

Приобретение правильной
осанки
и
положение
головы,
рук
и
ног.
Постановка корпуса, рук,
ног и головы. Положение
20

по коленям»
дружно»
4

5

6

7

«Маршируем рук на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.

Разминка «Ходим - прыгаем»

Пробудить
интерес
к
занятиям.
Изучение
танцевального
шага
с
носка, переменный шаг,
шаг на носок, прыжки.
Пляска «Ладошки и ножки» Обучение перестраиваться
Обучение перестраиваться из из одного рисунка в другой
одного рисунка в другой.
под музыку исполняют
движения
ладонями:
«хлопки», образуя при этом
круг
Пляска «Веселые малыши"
Обучение ориентироваться
в пространстве. Образные
игры. Перестроение из
круга в колонну и обратно.
Ставить ногу на носок и на
пятку, ритмично хлопать в
ладоши, выполнять навыки
движения
из
круга
врассыпную и обратно.
Веселый тренинг «Катились Умение
правильно
колеса» «Шагают ножки» ориентироваться
в
«Паучок» «Морская звезда»
пространстве.
21

Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений.
ноябрь
1

2,3,4

5

Разминка «Ходим

Пробудить
интерес
к
занятиям.
Изучение
танцевального
шага
с
носка, переменный шаг,
шаг на носок, бег

Азбука движения «Пружинка»
«Упражнение с листочками»
«Передача листочка» «Ходим
–
прыгаем»
«Ножками
затопали» «Выставление ноги
на пятку» «Выставление ноги
на носочек» «Качание рук с
лентами
Легкий
бег
с
лентами»
Танец осенних листочков.

Приобретение правильной
осанки
и
положение
головы,
рук
и
ног.
Постановка корпуса, рук,
ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.
Развитие
ритмопластики
движений
детей
под
музыку.
Воспитывать
выдержку,
начинать
движения в соответствии с
динамическими оттенками
в музыке.
22

6

7,8,9,10

Пальчиковые
игры Пальчиковые
игры
«Стряпаем» «Братцы» «Пила» «Стряпаем»
«Братцы»
«Добываем огонь».
«Пила» «Добываем огонь»
Развивать
ручную
умелость,
мелкую
моторику и координацию
движений рук.
Веселый тренинг «Птица» Умение
правильно
«Ходьба»
«Качалочка» ориентироваться
в
«Карусель» Умение правильно пространстве.
ориентироваться
в Совершенствование
в
пространстве.
исполнении
выученных
Совершенствование
в движений.
исполнении
выученных
движений.
декабрь

1,2

Азбука движения Петушок»
«Бегаем и кружимся» «Крылья
бабочек» «Бодрый шаг и
легкий бег» «Научились мы
ходить»
«Упражнение
с
платочком» «Попрыгаем –
побегаем»
«Большие
и
маленькие крылья»

Приобретение правильной
осанки
и
положение
головы,
рук
и
ног.
Постановка корпуса, рук,
ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я
свободна

23

3,4

5

6

7,8,9

Танец зайчат»
погремушками»

«Танец с Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений.
«Танец Снежинок»
Умение
правильно
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений.
Пальчиковая
гимнастика Развивать
ручную
«Гномики
–
прачки» умелость,
мелкую
«Помощники»
«Птички» моторику и координацию
«Здравствуй»
«Колобок» движений рук
«Паровозик»
Веселый тренинг «Сидело два
медведя»
«Велосипед»
«Ежик» «Самолет» «Мячик»
«Птички»

Умение
правильно
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений.

январь
1

Разминка «Шла Лиса»

Пробудить интерес к
занятиям.
Изучение
24

танцевального
(лиса идет).
2

3,4

5,6

шага

Азбука движения «Ручки и
ножки»
«Стукалка»
«Горошинки
рассыпались»
«Сделай
круг» «Сапожки»

Приобретение
правильной осанки и
положение головы, рук
и
ног.
Постановка
корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук
на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная

Танец «Огоньки»

Научить
детей
перестраиваться
из
одного
рисунка
в
другой.
«Круг»,
«Линия».
Умение
правильно
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствование в
исполнении выученных
движений

Веселый
тренинг
«Веселые
перекаты
«Кресло»
«Карлсон
проснулся»
«Самовар»
«Колобок» «Паровозик»
«Жучок» «Покажем где
самолет»

25

1

февраль
Разминка «По тропинке»

Разминка «По тропинке»
Пробудить
интерес
к
занятиям.
Изучение
танцевального
шага
с
носка, переменный шаг,
шаг на носок.

2

Азбука движения «Ручки и
ножки»
«Стукалка»
«Горошинки
рассыпались»
«Сделай
круг» «Сапожки»

Приобретение
правильной осанки и
положение головы, рук
и
ног.
Постановка
корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук
на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная

3

Танец «Веселые парочки»

Умение
правильно
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений.

5

Пальчиковая гимнастика
«Зайчик и книга» «Печем

Развивать ручную
умелость, мелкую
26

6

7

1

2

пирожки» «Кораблик» «Торт»
«Зима»
Танец – игра
Совершенствование
«Зайчики и медведи»
исполнении выученных
движений.
Веселый тренинг «Крокодил»
«Стойкий оловянный
солдатик» «Бабочка»
«Ласточка» Умение
правильно ориентироваться в
пространстве.
Совершенствование в
исполнении выученных
движений
март
Разминка «Веселая прогулка»
Пробудить
интерес
к
занятиям. Изучение шага с
носка, переменный шаг, шаг
на носок.
Азбука
движения
«Упражнение с цветами»
«Выставление ноги на носок»
«Выставление ноги на каблук»
«Упражнение с платочком»

моторику и координацию
движений рук.
Совершенствование в
исполнении выученных
движений.
Умение правильно
ориентироваться в
пространстве.
Совершенствование в
исполнении выученных
движений

Пробудить
интерес
к
занятиям. Изучение шага с
носка, переменный шаг,
шаг на носок.
Приобретение правильной
осанки
и
положение
головы,
рук
и
ног.
Постановка корпуса, рук,
ног и головы. Положение
27

3

4

5,6

1

2,3,4

«Упражнения для корпуса рук на талии, позиции ног:
«Неваляшки»
«Подъемный 1-я свободная, 2-я, 3-я
кран» «Топающий шаг»
свободная
«Танец с цветами»
Научить
детей
перестраиваться из одного
рисунка в другой. «Круг»
«Танец с платочками"
Умение
правильно
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствование
в
исполнении
выученных
движений
Веселая растяжка «Веселые Разучивание
положение
медвежата»
рук, ног, головы и корпуса
апрель
«Разминка для малышей»
Пробудить
интерес
к
занятиям.
Изучение
танцевального
шага
с
носка, переменный шаг,
шаг на носок.
Азбука движения «Пружинки Постановка корпуса, рук,
и прыжки» «Тихо-громко» ног и головы. Положение
«Выбирай»
«Цветочек» рук на талии, позиции ног:
«Веселые ножки» «Легкие и 1-я свободная, 2-я, 3-я
тяжелые ручки» «Бодрый и свободная.
спокойный шаг» «Ножки
танцуют»
28

5,6

7

1

2,3,4

5,6

7,8

Хоровод «Весенняя березка»

Учить
детей
перестраиваться из одного
рисунка
в
другой.
«Широкий круг», «Линия»
Пальчиковая
гимнастика Развивать
ручную
«Тучки»
«Лягушата» умелость,
мелкую
«Пальчики замерзли»
моторику и координацию
движений рук
май
Разминка «Мы шагаем»
Изучение
танцевального
шага с носка, переменный
шаг, шаг на носок.
Азбука
движения Воспитывать
выдержку,
«Упражнение с флажками» начинать
движения
в
«Бегаем-топаем-хлопаем»
соответствии
с
«Веселые
хлопки» динамическими оттенками
«Упражнение с ленточками» в
музыке.
Передавать
«Едем
на
лошадке» задорный характер музыки
«Упражнение с мячами»
Пальчиковая
гимнастика Развивать
ручную
«Солдатики»
«Паучки» умелость,
мелкую
«Молоточки» «Рисуем»
моторику и координацию
движений рук
Танец "Мотылек"
Воспитывать
выдержку,
начинать
движения
в
соответствии
с
динамическими оттенками
29

в
музыке.
Передавать
задорный характер музыки

3.2 Календарно-тематическое планирование для детей 3 - 4 лет
№ занятия

тема

задачи
октябрь

1

«Давайте познакомимся!»

Знакомство с детьми. Что
такое танец? Основные
правила поведение в
танцевальном зале, правила
техники безопасности.
Постановка корпуса, рук, ног
и головы. Положение рук на
талии, позиции ног: 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная

2

«Что такое танец?»

Дать детям элементарное
представление о танце.
Основные элементы танца
Приобретение
правильной
осанки и положение головы,
рук и ног. Постановка
корпуса, рук, ног и головы.

3

«Азбука танца»

30

Положение рук на талии, 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная.
4

Танцевальные шаги

Пробудить интерес к
занятиям. Изучение
танцевального шага с носка,
переменный шаг, шаг на
носок.

5

Общеразвивающие
упражнения «Цветные
флажки»

Формирование правильного
исполнения танцевального
движения, шага. Разминка с
флажками. Ходьба вдоль
стен с четкими поворотами в
углах зала. Танцевальные
шаги с носка. Приставной
хороводный шаг. Ходьба по
разметкам. Построения в
цепочку, в 4 12 32 круг.

6,7

Танцевальные движения

Формирование правильно
ориентироваться в
пространстве. Упражнения
для пластики рук. Поскоки с
ноги на ногу, притопы.
Прыжки с выбрасыванием
ноги вперед. Ходьба с
высоким подниманием бедра,
31

с различным положением
рук. Построение круга из
шеренги.
ноябрь
1

Танцевальные движения

Обучение перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Под музыку исполняют
движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя
при этом круг, линию, стойка
в паре

2

Хоровод «Красный сарафан»

Учить детей русскому
хороводному плавному шагу.
Развивать способность
ориентироваться в
пространстве.
Совершенствовать навык
легкого поскока, бокового
галопа, ориентировке в
пространстве.

3,4,5

Коллективно-порядковые
упражнения

Разогревание
первоначальные навыки
координации движений. Дети
образуют круг и делают
движения «Встреча», по
32

парам делают движение
«Ворота».
6,7

Коллективно-порядковые
упражнения

Совершенствовать
исполнения детьми
«высокого шага».
Воспринимать и передавать в
движении темп и характер
музыки. Развивать чувство
ритма, активизировать

8,9,10

Знакомство с эстрадным
танцем «Гномики»

Ознакомление детей с
темпами музыки,
(медленный, быстрый,
умеренный). Разучивание
положение рук, ног, головы и
корпуса

декабрь
1,2,3

Знакомство с русско народным танцем

Знакомство с движениями
народного танца. Разминка в
круг. Ходьба по кругу.
Перестроение из шахматного
порядка в круг и обратно.
Шаги польки, приставной
шаг. Ходьба по разметкам.
Построения в цепочку, круг
33

3,4,5

Изучение элементов танца

Совершенствование
координацию движений,
навык ориентирование в
пространстве. Основные
движения для мальчиков:
«присядки», «хлопки»,
«притопы». Основные
элементы танца:
«веревочка», «молоточек»,
«припадание»

6,7,8,9

Постановка танца

Совершенствование в
исполнении выученных
движений. Работа над
техникой исполнения

январь

1,2

Коллективно-порядковые
упражнения: «Часики»,
«Мячики»

Совершенствование
передавать заданный образ.
Развитие чувства ритма. 4 12
35 Разминка с мячами.
Упражнение с мячами.
Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала.
Шаги танцевальные с носка,
34

приставной хороводный шаг.
Ходьба по разметкам.
Построения в цепочку, круг.
3,4,5,6

Танцевальные элементы

Повышение гибкость
суставов. «Змейка», «чакчак», «чек», «рука в руке»,
галоп, па балансе, па шаги,
па польки

февраль
1,2

Музыкальные игры: «Займи
домик»

Усвоение самостоятельно
начинать движения после
выступления. Образные
игры. Перестроение из круга
в «птичку» и обратно.
Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой.

3,4

Словесно-двигательная игра
«Все игрушки любят смех»

Развивать навык
синхронного выполнения
движений в одном темпе.
Передавать в движении
содержание текста песни,
характерные особенности
игрового образа животных.
35

5,6

Коллективно – порядковые
упражнения: «Зверята»

Дать представление
передавать заданный образ.
Разминка в круг. Ходьба по
кругу. Перестроение из
шахматного порядка в круг и
обратно. Шаги польки,
приставной шаг. Ходьба по
разметкам. Построения в
цепочку, круг.

7

Музыкальные ролевые игры:
«Птицы»

Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой.

март
1

Знакомство с эстрадным
танцем «Дождя не боимся

Закреплять навык
танцевального шага с носка.
Четко исполнять
перестроения, держать
равнение. 4 12 36
Познакомить с новой
композицией, обсудить
содержание, настроение.
Развивать творческое
воображение. Разучить
отдельные элементы.
36

Совершенствовать умение
двигаться во всем
пространстве зала,
перестраиваться из
положения врассыпную в
круг.
2,3

Постановка танца

Совершенствование в
исполнении выученных
движений. Работа над
техникой исполнения

4

Игра «Ритмический зонтик»

Развивать умение передавать
ритмический рисунок
хлопками, шлепками,
притопами. Продолжать
работу над сложными
элементами. Поощрять
проявления танцевального
творчества

5,6

Танцевальные элементы и
композиции с музыкальными
инструментами: «Бубен на
двоих», «Колокольчики, динь,
динь»

Под музыку исполняют
движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя
при этом круг, линию, стойка
в паре. Дети образуют круг и
делают движения «Встреча»,

37

по парам делают движение
«Ворота»
апрель
1

Коллективно-порядковые
упражнения: «Чайник»,
«Машинки»

Повороты в стороны,
наклоны в сторону, вперед и
назад. Подъем и опускание
рук, плеч, поднимание и

2

Танцевальные элементы:
«Полоскать платочки»,
«Хозяюшки

Шаг с ударом, кружение.
Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой, 4 12 37
прямой галоп, пружинка,
подскок

3

Музыкальные игры:
«Ловушка»

Перестроение из круга в
шахматный порядок и
обратно. Перестроение из
круга в диагональ. Образные
игры. Перестроение из круга
в шахматный порядок и
обратно. Прыжки на ногах.
Пружинка-легкое
приседание, приставной шаг,
кружение и шаг цепочкой,
38

прямой галоп, пружинка,
подскоки
4

Общеразвивающие
упражнения

Упражнение на укрепление
мышц спины, ног, рук,

5,6

Знакомство с танцем «Вечный
двигатель»

Формировать
коммуникативные навыки,
умение быстро находить себе
пару, ориентироваться в зале.
Познакомить с рисунком
танца. Разобрать основные
движения. Формировать
умение вслушиваться в слова
и музыку, точно передавая
все нюансы песни в
движениях

7

Изучение элементов
эстрадного танца «Вечный
двигатель»

Поощрять стремление к
импровизации. Развивать
умение вслушиваться в
музыку, танцевать в
характере музыки, используя
изобразительные движения.
Закреплять «рисунок» танца,
отрабатывать отдельные
элементы танца.
Формировать новые
39

выразительные исполнения.
Добиваться легкости
движений. Слышать смену
фраз.
май
1,2

Партерная гимнастика на полу

Умение самостоятельно
различать темповые
исполнения в музыке,
отвечать на них движением.
«Лягушка», «Свечи»,
«качели», «пароход»,
«велосипед».

2,3

Партерная гимнастика на полу
по парам

Улучшение эластичности
мышц и связок. «Тик-так»,
«мячик», «змейка».

3,4

«Танцевальная шкатулка»

Формирование правильную
осанку Повышение гибкости
суставов. Повторение
пройденных тем

5,6,7,8

Игры, этюды, танцы по
выбору детей

Поддерживать желание детей
играть в музыкальные игры,
исполнять знакомые танцы.

40

3.3 Календарно-тематическое планирование для детей 5-7 лет
№ занятия

тема

задачи
октябрь

1

«Давайте познакомимся!»

Знакомство с детьми. Что
такое танец? Основные
правила поведение в
танцевальном зале, правила
техники безопасности.
Постановка корпуса, рук, ног
и головы. Положение рук на
талии, позиции ног: 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная

2

«Что такое танец?»

Дать детям элементарное
представление о танце.
Основные элементы танца
Приобретение
правильной
осанки и положение головы,
рук и ног. Постановка
корпуса, рук, ног и головы.
Положение рук на талии, 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная.

3

4

«Азбука танца»

Танцевальные шаги

Пробудить интерес к
занятиям. Изучение
танцевального шага с носка,
41

переменный шаг, шаг на
носок.
5

Общеразвивающие
упражнения «Цветные
флажки»

Формирование правильного
исполнения танцевального
движения, шага. Разминка с
флажками. Ходьба вдоль
стен с четкими поворотами в
углах зала. Танцевальные
шаги с носка. Приставной
хороводный шаг. Ходьба по
разметкам. Построения в
цепочку, в 4 12 32 круг.

6,7

Танцевальные движения

Формирование правильно
ориентироваться в
пространстве. Упражнения
для пластики рук. Поскоки с
ноги на ногу, притопы.
Прыжки с выбрасыванием
ноги вперед. Ходьба с
высоким подниманием бедра,
с различным положением
рук. Построение круга из
шеренги.

ноябрь

42

1

Танцевальные движения

Обучение перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Под музыку исполняют
движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя
при этом круг, линию, стойка
в паре

2

Хоровод «Красный сарафан»

Учить детей русскому
хороводному плавному шагу.
Развивать способность
ориентироваться в
пространстве.
Совершенствовать навык
легкого поскока, бокового
галопа, ориентировке в
пространстве.

3,4,5

Коллективно-порядковые
упражнения

Разогревание
первоначальные навыки
координации движений. Дети
образуют круг и делают
движения «Встреча», по
парам делают движение
«Ворота».

6,7

Коллективно-порядковые
упражнения

Совершенствовать
исполнения детьми
43

«высокого шага».
Воспринимать и передавать в
движении темп и характер
музыки. Развивать чувство
ритма, активизировать
8,9,10

Знакомство с эстрадным
танцем «Гномики»

Ознакомление детей с
темпами музыки,
(медленный, быстрый,
умеренный). Разучивание
положение рук, ног, головы и
корпуса

декабрь
1,2,3

Знакомство с ритмическим
танцем «Самба»

Поощрять желание танцевать
в парах, развивать умение
ориентироваться в
пространстве. Работать над
танцевальным шагом с носка.
Развивать умение различать
части муз-ого произведения,
ориентироваться в
пространстве.

3,4,5

Изучение элементов танца

Совершенствование
координацию движений,
навык ориентирование в
пространстве.
44

6,7,8,9

Постановка танца

Совершенствование в
исполнении выученных
движений. Работа над
техникой исполнения

январь
1,2

Упражнения на развитие
гибкости

Разогревание
первоначальные навыки
координации движений. Дети
образуют круг и делают
движения «Встреча», по
парам делают движение
«Ворота»..

3,4,5,6

Танцевальные элементы

Повышение гибкость
суставов. «Змейка», «чакчак», «чек», «рука в руке»,
галоп, па балансе, па шаги,
па польки

февраль
1,2

Музыкальные игры: «Займи
домик»

Усвоение самостоятельно
начинать движения после
выступления. Образные
игры. Перестроение из круга
в «птичку» и обратно.
Прыжки на ногах. Пружинка45

легкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой.
3,4

Словесно-двигательная игра
«Все игрушки любят смех»

Развивать навык
синхронного выполнения
движений в одном темпе.
Передавать в движении
содержание текста песни,
характерные особенности
игрового образа животных.

5,6

Коллективно – порядковые
упражнения: «Зверята»

Дать представление
передавать заданный образ.
Разминка в круг. Ходьба по
кругу. Перестроение из
шахматного порядка в круг и
обратно. Шаги польки,
приставной шаг. Ходьба по
разметкам. Построения в
цепочку, круг.

7

Музыкальные ролевые игры:
«Птицы»

Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой.

март
46

1

Знакомство с танцем «Модный
рок»

Закреплять навык
танцевального шага с носка.
Четко исполнять
перестроения, держать
равнение. Познакомить с
новой композицией,
обсудить содержание,
настроение. Развивать
творческое воображение.
Разучить отдельные
элементы. Совершенствовать
умение двигаться во всем
пространстве зала,
перестраиваться из
положения врассыпную в
круг.

2,3

Постановка танца

Совершенствование в
исполнении выученных
движений. Работа над
техникой исполнения

4

Игра «Ритмический зонтик»

Развивать умение передавать
ритмический рисунок
хлопками, шлепками,
притопами. Продолжать
работу над сложными
элементами. Поощрять
47

проявления танцевального
творчества
5,6

Танцевальные элементы и
композиции с музыкальными
инструментами: «Бубен на
двоих», «Колокольчики, динь,
динь»

Под музыку исполняют
движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя
при этом круг, линию, стойка
в паре. Дети образуют круг и
делают движения «Встреча»,
по парам делают движение
«Ворота»

апрель
1

Коллективно-порядковые
упражнения: «Чайник»,
«Машинки»

Повороты в стороны,
наклоны в сторону, вперед и
назад. Подъем и опускание
рук, плеч, поднимание и

2

Танцевальные элементы:
«Полоскать платочки»,
«Хозяюшки

Шаг с ударом, кружение.
Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание,
приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой, 4 12 37
прямой галоп, пружинка,
подскок

3

Музыкальные игры:
«Ловушка»

Перестроение из круга в
шахматный порядок и
48

обратно. Перестроение из
круга в диагональ. Образные
игры. Перестроение из круга
в шахматный порядок и
обратно. Прыжки на ногах.
Пружинка-легкое
приседание, приставной шаг,
кружение и шаг цепочкой,
прямой галоп, пружинка,
подскоки
4

Общеразвивающие
упражнения

Упражнение на укрепление
мышц спины, ног, рук,

5,6

Знакомство с эстрадным
танцем

Формировать
коммуникативные навыки,
умение быстро находить себе
пару, ориентироваться в зале.
Познакомить с рисунком
танца. Разобрать основные
движения. Формировать
умение вслушиваться в слова
и музыку, точно передавая
все нюансы песни в
движениях

7

Изучение элементов
эстрадного танца

Поощрять стремление к
импровизации. Развивать
49

умение вслушиваться в
музыку, танцевать в
характере музыки, используя
изобразительные движения.
Закреплять «рисунок» танца,
отрабатывать отдельные
элементы танца.
Формировать новые
выразительные исполнения.
Добиваться легкости
движений. Слышать смену
фраз.
май
1,2

Партерная гимнастика на полу

Умение самостоятельно
различать темповые
исполнения в музыке,
отвечать на них движением.
«Лягушка», «Свечи»,
«качели», «пароход»,
«велосипед».

2,3

Партерная гимнастика на полу
по парам

Улучшение эластичности
мышц и связок. «Тик-так»,
«мячик», «змейка».

3,4,5,6

«Танцевальная шкатулка»

Формирование правильную
осанку Повышение гибкости
50

суставов. Повторение
пройденных тем
7,8

Игры, этюды, танцы по
выбору детей

Поддерживать желание детей
играть в музыкальные игры,
исполнять знакомые танцы.

3.4 Организационно - педагогические условия
Учебно – методическое обеспечение:
-технические средства обучения (звуковые): видеоаппаратура; мультимедийная система;
-учебно-наглядные пособия; детские музыкальные инструменты: трещотки, палочки, металлофоны, бубны, гармошки,
свистульки и др. музыкальные инструменты;
-разнообразная атрибутика - платочки, платки, кокошники, шляпы. Ленты (0,5 – 1,2 метра), цветы, листья
-использование различных аудиокассет и дисков с записями музыкальных произведений; использование дидактических
пособий (фотографий, картинок, игрушек и др.); атрибуты для танцевальных композиций;
-гимнастические коврики;

51

-создание предметно развивающей среды способствующей всестороннему развитию ребенка (яркие костюмы, красочные
декорации зала и т.д.)

IV Список литературы
1. Белкина, С. Музыка и движение [Текст] / C. Белкина, Т. Ломова, Е.

Соковнина. – М., 1984

2. Буренина А.И., Сауко Т.-М., 2007
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский. – М., 1991
4. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст]/ В. И. Загвязинский. – М., 1987
5. Зуев, Е. И. Волшебная сила танца [Текст]/ Е. И. Зуев. – М., 1990
6. Обухова, А. Ф. Возрастная психология [Текст]/ А. Ф. Обухова.- М., 1996
7. Стриганова, В. М., Уральская, В. И. Современный танец [Текст]/ В. М. Стриганова, В. И. Уральская. – М.:
Просвещение, 1987
8. Ткаченко, Г. С. Народные танцы [Текст]/ Г. С. Ткаченко. – М.: Искусство, 1974
9. Франко, Г. И. Ритмика [Текст]/ Г. И. Франко. – М., 1989
10. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст]/ М. И. Чистякова. – М., 1990
11. Шереметьевская, Н. В. Танец на эстраде [Текст]/ Н. В. Шереметьевская. – М.: Искусство, 1985
12. З. Роот, Н.Зарецкая «Танцы в детском саду» Москва Айрис-прес 2003 г.
52

13. М. А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль Академия
развития 2004 г.

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».