Растим будущего читателя

01.01.2017

Растим будущего читателя

Балбышкина М. Н., учитель-логопед

С самого раннего детства в нашем современном мире детей окружают телевидение, радио, Интернет – это колоссальные возможности для получения информации. И все же, несмотря на все плюсы такой информированности, есть и свои минусы – люди стали читать меньше. А ведь именно книга, художественное слово занимает большое место в воспитании детей, т.к. наши дети – будущие школьники. В.Г.Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». Именно книга является учителем.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающего мира, учат мыслить, чувствовать, понимать. Книги помогают ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащают новыми понятиями и представлениями, т.е. облегчают ребенку знакомство с окружающей его жизнью. Помимо получения новых знаний, ребенок, слушая рассказ или сказку, живет жизнью героев, как бы сам становится участником событий, сочувствует положительному герою, осуждает зло.

Даже для взрослого человека результат, если можно так сказать, эффективность чтения, во многом зависит от того, кто, когда и как порекомендовал, подобрал, предложил книгу. Для малыша, не умеющего читать, книга без взрослого посредника практически не существует.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Именно взрослый выбирает для ребенка книгу, взрослый решает, когда, сколько и зачем будет он читать своему малышу.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от способностей самого читающего. Но в любом случае взрослому следует помнить: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно ожидаемой радостью.

Чтение вслух – дело не простое. Мало просто книгу прочитать - надо помочь ребенку ее прочувствовать. Есть детские книги, которые необходимо прочитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц.(например – А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»).Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы приключение не кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к героям произведения.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с понравившимся героем. Дети с большим нетерпением будут ждать продолжения чтения и все, что прочитано раньше, запомнят лучше, особенно если вы проиграете некоторые понравившиеся эпизоды, пропоете песенки, проговорите наиболее интересные высказывания по ролям.

Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребятами еще необходимо поговорить о книжке, поговорить о самом процессе чтения. Вообще нужно стараться всегда читать с малышами «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них.

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

3. Что нового, интересного он узнал?

4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

5. Как описана природа?

6. Какие слова и выражения ему запомнились?

7. Чему научила его книга?Хочу такой сайт

8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Вспомните похожие, живые, жизненные ситуации - и опять поговорите про них. Придумайте продолжение рассказа или сказки, представьте себя на месте действующих лиц, т.е. всячески старайтесь стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Взрослые должны стремиться читать книги малышам так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные героя не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыши приняли их в свою игру.

Ребенка 5 - 6 лет уже можно записать в детскую библиотеку. Сходите с ребенком на экскурсию: покажите разнообразие книг по различным темам, их большое количество, расположение на стеллажах. Расскажите о профессии библиотекаря, о том, что именно он следит за сохранностью книжного фонда. Расскажите о необходимости бережного отношения к книгам:

Как научить ребенка беречь книги?

Необходимо для этого следовать правилам:

1. Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

2. Не загибать листы, пользоваться закладкой.

3. Класть книгу только на чистый стол.

4. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

5. Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.

6. Не читать во время еды.

Помните: любовь к чтению, книге нужно прививать с самого раннего детства; с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и в дальнейшем станет активным читателем, будет любить родную литературу.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2018

Дата обновления: 27.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».