18.04.2019
Заботливые и
неравнодушные родители стараются научить своего ребенка читать до школы. Это
правильно, так как читающий ребенок легче адаптируется к школьным условиям и
успешнее осваивает программу. Но при
обучении чтению родители часто допускают ошибки, которые сводят на нет все их
благие намерения и только вредят ребенку, осложняя и так непростой процесс
обучения грамоте. Поговорим же о том, как правильно научить ребенка читать и
развить его фонематический (речевой) слух, который необходим для грамотного письма
и чтения. К тому же наступило лето, время отпусков – благоприятное время для общения с
ребенком и развития его
способностей. Сначала небольшая
теоретическая справка, которая поможет взрослым избежать ошибок при обучении
грамоте.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная
мысль.
Предложения состоят из
слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме
обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые
можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не
встречает преграды.
В русском языке шесть
гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные
звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять:
«а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют
звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и
звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и
проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не
работают, то есть горлышко не дрожит): [к]
[п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные
звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость
согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с]
[т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят
гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы»)
и мягкими
(если после них стоят гласные буквы «и»
«е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные
звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки
на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр
со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце
слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Родителям, обучающим ребенка чтению,
следует помнить, что в основе обучения чтению – не буква, а звук.
Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его
слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома
следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е.
так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!
И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ,
ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное
обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е.
ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам
слог: МА.
Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).
И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет)
первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА.
Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не
останавливался после первой буквы!
Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук»
и «буква», когда учите ребенка читать.
Звуки мы
слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем!
Желаю вам успехов в обучении ребенка чтению! Помогите своему малышу
подняться еще на одну ступеньку в развитии!
Малтыкова С.Н., учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2019
Дата обновления: 21.08.2020
Дата публикации: 18.04.2019