Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» В условиях модернизации российского образования в структуру общего образования целесообразно ввести предшкольную ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 55,5 лет. И в нашей образовательной среде нашего городского округа выявились такие противоречия: 1.между стремлением родителей и государства обучать и развивать детей с раннего возраста; 2.между успешной адаптацией и обучением успешности и различным уровнем готовности будущих первоклассников к школе; Но и немало важным является сохранение престижа ОУ в условиях растущей конкуренции в образовании. На основе этих противоречий обозначилась проблема: как в современных условиях развития нашего общества обеспечить возможность «единого старта» детей, начинающих учиться в школе. Эта проблема определила две важнейшие цели нашей деятельности: Социальная цель: создать комплекс условий для обеспечения единого старта первоклассников. Педагогическая цель: развивать личность ребенка старшего дошкольного возраста, формировать его готовность к систематическому обучению. Для решения проблемы в нашем образовательном учреждении была разработана компилятивная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника». Программа создана на основе программы «Предшкольная пора», разработанной авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой. Программа обучения и развития детей имеет следующую структуру: 1) пояснительная записка; 2) структура программы; 3) учебный план; 4) содержание программы; 5) методические рекомендации к организации образовательного процесса; 6) схема мониторинга. Коцептуальные подходы к построению программы: В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких проблем: - сохранение и укрепление здоровья детей, как обучающихся в условиях предшкольного образования, так и пришедших в школу в шесть лет; - отбор содержания образования на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; Таким образом, выбор содержания методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен, прежде всего, учитывать, что они – дошкольники, то есть только готовятся к систематическому обучению. Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов: 1.Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания. 2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития. 3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка. 4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром. 5.Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии. 6.Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, истории и др.) Структура программы. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: 1.Познаем мир. 2.Учимся языку. 3.Учимся думать, рассуждать, фантазировать 4.Учимся рисовать. 5.Играем, поем и укрепляем здоровье. Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию детьми ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущих первоклассников, их умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего – математики и окружающего мира. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектам окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего – математике. Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика (включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа); символическая пропедевтика (подготовка к оперированию знаками). Раздел «Учимся языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связную речь, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказрассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского и английского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка. Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей – рисование и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: - пространственная ориентировка; - умение анализировать предмет и изображение; - развитие воображения; - освоение ряда специфических средств художественной выразительности. Раздел «Играем, поем и укрепляем здоровье». Содержание этого раздела направлено на развитие умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется развитию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: принятие и удерживание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата, точное выполнение инструкции (правила) игры и др. Обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка. Способствует сохранению и укреплению здоровья детей.