Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Танцевальная ритмика Конфетти» Дополнительная образовательная программа Танцевальная ритмика «Конфетти» для детей от 2 до 7 лет на 2023-2024 учебный год, (далее Программа) является дополнительной образовательной программой. Нормативно-правовую базу Программы составляют: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273-Ф3; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г., № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г., №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13; - Устав ДОУ. Содержание Программы включает задачи художественноэстетического направления развития дошкольников. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Музыкально- хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при помощи собственного тела». Танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития творческих способностей. Таким образом, танец – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, потому что в танце в единой деятельности сочетаются музыка, движение и игра. Занятия танцами позволяют дифференцировать темп движения, развивать чувство ритма, способствуют формированию красивой осанки. Они помогают усвоить основные музыкально-теоритические понятия, развивают слух и память, активизируют восприятие музыки. На занятиях дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, исправляют природные недостатки (сутулость, развернутость стоп и т.п.). В ходе занятий особое внимание уделяется технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса. Важнейшее значение для музыкально – ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений. Весь материал курса построен на высокохудожественных образах русской и зарубежной классической и народной музыки, детского музыкального материала (песни, считалки), что, несомненно, способствует развитию и воспитанию музыкального вкуса детей. У них развиваются ассоциативная память, внимание, творческие способности, а также инициатива и воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движением. Большую роль в занятиях с детьми играет их творческая инициатива и воображение, возбудителям которых является музыка, в качестве музыкального сопровождения используются произведения, имеющие выразительную, яркую, живую мелодию. Только при этом условии движение будет естественно и органично сочетаться с музыкой. Кроме того, надо помнить, что дети имеют небольшой запас движений, поэтому они смогут правильно реагировать лишь на музыку простую, хорошо им понятную. Насыщение жизни детей народной, классической и современной музыкой. В разработке программы использовались следующие методические разработки: -А.И. Буренина, Т. Сауко " Топ-хлоп, малыши", -М. А. Михайлова, Н.В. Воронина "Танцы, игры, упражнения для красивого движения"; -Е.Ю Дрожжина, М.Б. Снежкова "Обучение дошкольников современным танцам". Педагогическая эффективность и целесообразность программы определена тем, что ведущим методом проведения занятий является игровой метод. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Цели и задачи Программы Цель работы танцевальной студии «Конфетти»: Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства, создание условий для активности детей, побуждая их к творческому отношению в танцевально-исполнительской деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее исполнения. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи: Образовательные: • обучение детей танцевальным движениям; • формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений; • формирование культуры движения, выразительности движений и поз; • формирование умения ориентироваться в пространстве; Воспитательные: • развитие у детей активности и самостоятельности; • формирование общей культуры личности ребенка; • создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех. Развивающие: • развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков; • развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа; Оздоровительные: • укрепление здоровья детей; • развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности; • формирование осанки. Реализация Программы осуществляется с октября по май, 30 учебных недель, 60 занятий в год, 2 занятия в неделю по 25-30 минут. Объем Программы Для реализации программы, образовательный процесс организован в рамках четырех этапов: 1 этап – накопление базовых знаний и навыков. 2 этап –. закрепление знаний и умений, в рамках концертносценической деятельности; 3 этап – накопление и закрепление знаний и умений, концертносценические мероприятия.. 4 этап- совершенствование исполнительского стиля. Срок реализации всех четырех этапов- 4 года. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе. Возраст обучающихся: 1 год обучения – 1,5-2 лет (1 этап); 2 год обучения - 3-4 года (2 этап); 3 год обучения - 5-6 лет (3 этап); 4 год обучения - 6-7лет (4этап) Возрастные особенности детей, обучающихся по Программе Дети возраста от 1,5 до 2 лет с выраженным интересом слушают музыку, выполняют простые музыкально- ритмические движения. Дети возраста от 3 до 4 лет могут исполнить различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях. К пяти годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения, имеют достаточно разнообразный арсенал выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации. Всё это даёт возможность усложнять предлагаемые упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий. В процессе занятий формируется способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой, с активным привлечением самих детей к творческому процессу. Планируемые результаты и способы определения их результативности У детей младшей группы (возраст от 1,5 до 2 лет) координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. Дети активно реагируют на музыку, умеют эмоционально передать ее настроение, могут исполняют пружинистый шаг, хлопки, притопы Показатели уровня развития детей: - интерес к танцевальному процессу движения под музыку; - выразительность движений; - умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ. Дети возраста от 3 до 4 лет умеют двигаться после вступления музыки, исполняют подскоки, боковой галоп, пружинящий шаг, приставной шаг в сторону; плавно и легко работать руками. Показатели уровня развития детей: - выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку; - умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности; - способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций; - использование разнообразных движений в импровизации под музыку. Дети от 5 до 7 лет умеют выразительно исполнять танцевальные движения. Показатели уровня развития детей: - умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности; - освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру; - освоение сложных видов движений; - способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений. По окончании обучения у детей в достаточной степени развиты мышечная сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, мелкая моторика рук. У детей развито внимание, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. У детей сформированы навыки необходимые для двигательной и музыкальноритмической деятельности: чувство ритма, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, выразительность, пластичность, грациозность и изящество движений. Дети проявляют находчивость и познавательную активность. Имеют навыки самовыражения, могут движениями, под музыку передать настроение, создать выразительный образ, способны предложить собственный замысел и воплотить его в движении. Воспитанники имеют навыки взаимодействия в группе сверстников, достаточно развитое чувство товарищества, взаимопомощи. Формы подведения итогов реализации Программы Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков- концертов, тематических занятий, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения. Работа танцевальной студии "Конфетти" освещается через официальный сайт учреждения в сети интернет, через информационные стенды ДОУ. Отчет руководителя о реализации дополнительного образования заслушивается на итоговых педагогических советах. Отчет проводится в форме самоанализа, презентации.