Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы»

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная -дополнительная общеразвивающая программа
«шахматы» для спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ), разработана на основе программы
«Путешествие в шахматное королевство» Авербах Ю.Н (г. Москва, 1988 г.). Программа
составлена на основании нормативно-правовых документов: Закон «Об образовании в
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, Стратегия развития дополнительного
образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Приказ Министерства просвещения РФ «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 9.11.2018 г. № 196, Федеральный
закон «О физической культуре и спорте» от 04.12.2007 г.№329 – ФЗ, Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Устав МАДОУ детский сад № 36 и локальными актами, регламентирующих
образовательную деятельность.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная-дополнительная
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (далее программа).
Актуальность. Программа предназначена для углубленного изучения игры шахматы.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта
ребенка в игровой форме. Благодаря играм в шахматы дети учатся быть терпеливыми,
усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе
работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени,
тренируют
память,
учатся
самодисциплине.
Решение
большого
количества
систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей
способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и
сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.
«Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Вопервых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных
силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую
сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное
коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей
навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные
переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции
детей.
Усиление
роли
квалификационных турниров
дает
возможность
более
квалифицированно подойти к вовлечению обучающихся в творческо-поисковый процесс, к
поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации обучающихся,
вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.
Новизна программы В процессе изучения у обучающихся формируется потребность
в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к
здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении
общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном
развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную
теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно
расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов
высокого класса.
Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой
культуры. Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя
равнодушными даже людей, малознакомых шахматами.
Педагогическая целесообразность. Шахматы
это
сфера
интеллектуальной
деятельности, в которой основной формой является игра двух партнеров. Игра способствует
развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает решительность,
усидчивость; игра в шахматы - это школа терпения и критического подхода к себе и

партнерам.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,
но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования
внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники,
культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы, особенно большое
значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме
информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами
способствуют
повышению
интеллектуального
уровня
обучающихся,
умению
концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени.
Цель программы:
Цель программы – обучение игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю игры в шахматы, известных шахматистов;
- знать правила и законы игры;
- уметь использовать теоретические знания на практике игры;
- создать условия для выполнения обучающимися спортивных разрядов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительную память;
- развивать концентрацию внимания, усидчивость;
Воспитательные:
- формировать дисциплинированность и целеустремленность;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость, умение
договариваться.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на
начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более
общее изложение основных положений без излишней детализации.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся
обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое
поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объёме
начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Возраст детей: программа предназначена для обучающихся, желающих заниматься
шахматами, не имеющих медицинских противопоказаний с 6-7 лет.
Адресат программы: Занятия проводятся на базе образовательных учреждений.
Количество занимающихся в группе 10 – 15 человек.
Уровень освоения.
Знакомятся с историей развития шахмат, правилами игры, основными понятиями
теории, начинают тренировочные игры.
Начинают изучить основы теории шахматной игры, тактические приемы, основы игры
в окончаниях, знакомятся с игрой в шахматы с композицией и дебютами. Вместе с этим
проводят тренировочные игры и турниры на спортивные разряды.
Форма обучения индивидуальная и групповая. Анализ и оценка результатов
деятельности осуществляется через тестирование, контрольные и практические задания,
участия в районных, республиканских и российских соревнованиях.

Обучающиеся более углубленно изучают тактику и технику игры, стратегию, игру в
окончаниях «дебюты», более сложные примеры в композиции, продолжают тренировочные
игры, упражнения, анализ партий, участвуют в турнирах и соревнованиях.
Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный опрос,
сдача итоговых тестов, участие в районных и республиканских соревнованиях. На основе
полученных знаний обучающиеся участвуют школьных, матчевых, районных и
республиканских соревнованиях. О результатах обучения можно судить по итогам участия в
районных, республиканских соревнованиях.
Сроки реализации: В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
гл. 10 ст. 75 п. 4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Учебно-тренировочный
процесс рассчитан на 46 недель в условиях ДЮСШ.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся в форме групповых тренировок,
лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных
испытаний, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок,
индивидуальных занятий.В случае форс-мажорных обстоятельств обучение проводится в
дистанционной форме с использованием письменных план-заданий с помощью мессенджеров
Ватсап, Вконтакте и т.п.
Режим занятий: Количество занятий в неделю – 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа: (30 минут).
Объем программы составляет 92 часа.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:
- развитие личностно значимых качеств, межличностного общения, обеспечивающего
успешность совместной деятельности на соревнованиях;
- умение осуществлять контроль, оценку собственных действий на соревнованиях;
- умение работать в группе.
Метапредметные результаты освоения программы:
- развитие логического мышления у обучающихся;
- развитие зрительной памяти;
- развитие концентрации внимания, усидчивости
Предметные результаты освоения программы:
- знание элементарных понятий шахматной игры;
- владение приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- уверенное применение дебютных вариантов;
- умение разыгрывать стандартные эндшпильные позиции ;
- знание истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность и
через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся
в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется
итоговая аттестация (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется
протокол, что позволит проследить достижения обучающихся в динамике в течение
прохождения всего курса. Анализ работы обучающихся также можно оценивать по
протоколам, по итогам районных и республиканских соревнований.
Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в
форме тест-заданий и оценки итогов выступлений обучающихся в соревнованиях.
Диагностика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач
проводится в форме опроса родителей, классных руководителей, а также в форме
анкетирования обучающихся.

№
п/п
1.
2.

Сроки

3.

декабрь

4.

декабрь

5.

февраль

6.

февраль

7.
8.

март
апрель

9

март

10.

май

октябрь
ноябрь

Какие знания, умения, навыки
контролируются
Знание правил игры
Умение определять результат партии в
окончаниях по фигурам.
Знание скрытого нападения, размена,
дебюта.
Умение
проводить
простейшие
комбинации
Соревнования

Формы контроля
Формы поПодведение итогов

Умение находить угрозы противника
и подготавливать свои
Знание правил игры в шахматы
Умение решать окончания, этюды,
задачи

Опрос,
проверка
упражнений
Опрос
Проверка заданий Подведение
турниров

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос,
контрольные
Соревнования

Протоколы

итогов

Участие в зональных соревнованиях Соревнования
Итоговые протоколы
по шахматам
Проверка уровня игры. Умение Анализ
партий Присвоение мест
находить и исправлять ошибки
между учащимися

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Тема

4

Теоретическая
подготовка
Физическая культура и
спорт. Техника
безопасности на занятиях
по шахматам.
Шахматныйкодекс.
Судейство и организация
соревнований
Исторический обзор
развития шахмат
Дебют в шахматах
Миттельшпиль в
шахматах
Эндшпиль в шахматах
Общая
физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка

5

Тактическая подготовка

1.
1.1.

1.2.

1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
3

Количество часов
в том числе
всего теория практика

Формы
аттестации/контроля

2

2

Устный опрос

2

2

Устный опрос

6

6

8
10

8
10

Устный опрос, проверка
практический заданий
Игровые задания, задачи
Игровые задания, задачи

6
10

6
10

10

10

10

10

6

6

Игровые задания, задачи
Выполнение физических
упражнений.
Тесты, выполнение
заданий
Игра в парах,
контрольные ситуации.
Игра в парах,
контрольные ситуации.

6

Игровая подготовка

6

6

7

Участие в соревнованиях
(интегральная
подготовка)
ИТОГО

6

6

92

34

Тестовые задания,
игровые ситуации,
устный опрос
Соревнования

48

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре. Физическая культура, как составная часть
гармоничного развития личности. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья,
всестороннее развитие человека.
Единая Всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы и требования
по шахматам. Почетные спортивные звания.
Основные формы организации занятий в детско-юношеской спортивной школе.
Всероссийские соревнования для обучающихся, спартакиады, всероссийский турнир
школьных команд «Белая ладья». Международные связи российских шахматистов.
Шахматный кодекс России. Судейство и организация соревнований
Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная
дисциплина, правило «тронул – ходи», требования записи турнирной партии.
Основные положения шахматного кодекса.
Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе.
Судейство на соревнованиях. Воспитательная роль судьи.
Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные,
товарищеские. Системы проведения соревнований: круговая, швейцарская.
Контроль времени на обдумывание ходов в партии. Таблица очередности игры в
соревнованиях. Правило определения цвета фигур.
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях.
Регламент. Подготовка места соревнований. Порядок открытия и закрытия соревнований.
Порядок оформления отчета о соревнованиях. Зачет по судейству и организации
соревнований. Инструкторская и судейская практика.
Исторический обзор развития шахмат
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на
Востоке.
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет
шахмат церковью.
Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа.
Шахматы как придворная игра.
Выдающиеся зарубежные шахматисты. Выдающиеся советские шахматисты. Творчество
Роберта Фишера, Анатолия Карпова, Гарри Каспарова. Молодые зарубежные и
российские шахматисты.
Дебют
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры.
Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Мобилизация
фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение флангов. Дебютный захват центра
с флангов. Подрыв центра. План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с
миттельшпилем. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу.
Гамбиты.
Эволюция взглядов на дебютную теорию. Характеристика современных дебютов.

Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного репертуара.
Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения дебютных схем. Стратегия
идеи основных дебютных схем. Переход от дебюта миттельшпилю.
Миттельшпиль
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Связка,
двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости первой (последней)
горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение поля и линии,
перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты.
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные
комбинации на сочетание идей.
Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака
фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака на короля. Атака на не рокировавшегося
короля. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Защита в шахматной партии.
Пассивная и активная защиты. Требования к защите: определение момента, с которого
необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил,
экономизм в защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.
Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты: отражение
непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.
Типичные комбинации миттельшпиле.
Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора плана.
Принцип реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания
середины игры: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение
ближайших и последующих задач. План игры. Оценка позиции.
Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на
открытых и полуоткрытых линиях. Форт пост. Вторжение в седьмую горизонталь.
Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижный
пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечно –
фигурный центр, открытый центр. Центр и фланги. Осада центров с флангов в
миттельшпиле. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием у
противника пешечного центра.
Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства
противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающихся
ходов.
Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Слабость
комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков». Создание слабости в лагере
противника.
Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге.
Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный прорыв. Размен как
средство получения перевеса. Преимущество двух слонов.
Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного
меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен атакующих фигур противника,
упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции
противника, жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса
вызывает большие трудности.
Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру.
Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.
Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах. Маневренная борьба в
закрытых позициях. Типовые позиции.
Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся из
определенных дебютных систем.
Эндшпиль
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в эндшпиле.
Мат одиночному королю.

Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по тематическому
содержанию. Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило
квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля, защищенная и
отдаленная проходные пешки, игра королей с двойной целью, прорыв, сочетание угроз,
поля соответствия.
Пешечные окончания. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях.
Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь против
пешки.
Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и разноцветные слоны.
Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья и
крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях.
Сложные ладейные окончания.
Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру. Ладья против
легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль.
Сложные окончания.
Общефизическая подготовка
1. Строевые упражнения
Построение в шеренгу, колонну (соблюдая определенный интервал и дистанцию).
Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Отставить!». Расчет
группы: по порядку, на первый и второй. Повороты на месте и в движении: направо,
налево, кругом. Передвижения: шаг и бег на месте, походный (обычный) шаг, бег, переход
с шага на бег и с бега на шаг, изменение длины и частоты шагов. Перестроения: из одной
шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два, повороты в движении.
Размыкание и смыкание: приставными шагами, в движении.
2. Общеразвивающие упражнения без предметов
Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные
движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание,
отведение, приведение, повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые
движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание разгибание рук в упоре лежа.
Для мышц шеи и туловища : наклоны (вперед, в сторону, назад), повороты (направо,
налево), наклоны с поворотами, вращения.
Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону и
назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприсед, присед, выпад), сидя, лежа, круговые
движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги
вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и двух ногах.
Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела (приседания с
наклоном вперед и движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение
туловища с круговыми движениями руками, посредством сгибания и разгибания ног и
др.), упражнения на формирование правильной осанки.
Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней, наружной
стороне стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра,
приставными и скрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с
высоким подниманием бедра, с подгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в
сторону. Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по
пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных и
искусственных препятствий. Бег с переменной скоростью на различные дистанции.
Спортивные и подвижные игры.
3. Общеразвивающие упражнения с предметами
Со скакалкой: с короткой – подскоки на одной и двух ногах ног, с ноги на ногу, бег со
скакалкой, с длинной – пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и
двух ногах.

С гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, на коленях, лежа), с
различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание
и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера.
С баскетбольными мячами: броски из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски
одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным
ускорением движения, броски в корзину одной, двумя руками, с места ив движении,
игровые упражнения, эстафеты с мячами.
4. Дыхательная гимнастика
1-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный, глубокий вдох на протяжении
4-х шагов, руки свободно опущены вниз. После произвольного полного вдоха и короткого
отдыха (3-5 шагов) упражнение повторяется. В том же порядке вдох выполняется дважды
на 6, 8, 10 и 12 шагов. Постепенно от занятия к занятию продолжительность вдоха
увеличивается. Через некоторое время спортсмен довольно легко выполняет серии вдохов
на 8,12, 16, 20 и более шагов.
2-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный глубокий вдох на протяжении 4
шагов. Последующий полный выдох выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Через
несколько занятий продолжительность выдоха доводиться до 16 шагов. Выдох должен
быть непрерывным и максимально полным. В конце выдоха плечи опущены, голова
наклонена вперед.
3-е упражнение. Стоя, вытянув руки вверх, прогнуться, сделать полный глубокий вдох.
Руки опустить резко вниз, сделать дополнительный короткий вдох. В этом упражнении
спортсмен должен почувствовать, что при опускании рук создались дополнительные
условия для вдоха и это позволило вдохнуть дополнительную порцию воздуха.
Упражнение выполняется 6-8 раз.
4-е упражнение.Выполняется в движении или на стоя на месте. Исходное положение:
руки опущены вдоль туловища, мышцы плечевого пояса расслаблены, голова слегка
наклонена вперед. Спортсмен делает максимально глубокий вдох, затем поднимаясь на
носки, поднимая руки через стороны вверх и слегка прогибаясь, продолжает вдох.
Спокойно выдыхает. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Эффективность дыхательных упражнений очень велика, даже если им уделять в
день по 5-6 минут. Улучшение в системе дыхания наступает уже через несколько занятий.
Дыхание становится более глубоким и более редким. Жизненная емкость легких часто
уже за 2-3 месяца систематических занятий увеличивается на 400-600 куб.см. Упражнения
рекомендуется выполнять на свежем воздухе. Дыхательную гимнастику рекомендуется
сочетать с гигиеническими процедурами и закаливанием.
Специальная физическая подготовка
Тематические партии по консультации и сеансы одновременной игры. Понятие о
шахматной композиции. История и основные направления шахматной композиции.
Правила проведения конкурсов. Упражнения для развития счетных способностей.
Техническая подготовка
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры.
Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Мобилизация
фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение флангов. Дебютный захват центра
с флангов. Подрыв центра. План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с
миттельшпилем. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу.
Гамбиты. Мат одиночному королю.
Тактическая подготовка
Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов.
Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного репертуара. Понятие
дебютной новинки. Концентрический метод изучения дебютных схем. Стратегия идеи
основных дебютных схем.

Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Связка,
полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение,
завлечение. Размен.
Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости первой (последней)
горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение поля и линии,
перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты.
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные
комбинации на сочетание идей.
Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака
фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака
на короля. Атака на не рокировавшегося короля. Атака короля при односторонних и
разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Защита в
шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты.
Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите,
составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм в защитительных
мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.
Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты: отражение
непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.
Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Реализация лишней
пешки в пешечных окончаниях.
Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь против
пешки.
Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и разноцветные слоны.
Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья и
крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях.
Сложные ладейные окончания.
Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру. Ладья против
легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль.
Сложные окончания.
Игровая подготовка
Участие шахматистов в квалификационных и тематических турнирах.
Разбор с тренером-преподавателем сыгранных партий, анализ типовых положений,
выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, тренировка со
спарринг - партнером.
Индивидуальные занятия тренера-преподавателя с обучающимися ДЮСШ в соответствии
с перспективными планами индивидуальной подготовки.
Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных спортсменов,
календаря соревнований. Обучающиеся в течение обучения должны принять участие в 3-6
соревнованиях.
Контрольные испытания:
- наблюдения за занимающимися в процессе учебно--тренировочных занятий;
- проверку выполнения отдельных приемов техники игры;
- выполнение установленных форм контроля;
- систематический анализ игровой деятельности занимающихся.

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую
деятельность и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного
развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной
программы. Проводится итоговая аттестация (в конце учебного года). Анализ работы
обучающихся
также можно оценивать по протоколам, по итогам районных и
республиканских соревнований.
Итоговая аттестация
Мат в один ход (предметные)
. ( время начала:

)

Ф.И.О.

белые

Ход белых
Черные

белые

Ход белых
черные

белые

Ход черных
черные

белые

Ход белых
черные

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

белые

Ход белых
черные

Время конец:
Тест
(в каждом вопросе выберите один правильный ответ)(предметные)
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия;
В) Индия;
Б) Китай;
Г) Монголия.
2. Сколько горизонталей на шахматной доске?
А) 16;
В) 8;
Б) 64;
Г) 32.
3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?
А) Вертикали;
В) Диаграммы;
Б) Горизонтали;
Г) Диагонали.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь;
В) Ладья;
Б) Слон;
Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь;
В) Слон;
Б) Пешка;
Г) Ладья.
6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?
А) Король;
В) Пешка;
Б) Конь;
Г) Ферзь.
7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув
последней горизонтали:
А) Конь;
В) Ладья;
Б) Слон;
Г) Пешка.
8. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную
фигуру:
А) Рокировка;
В) Связка;
Б) Мат;
Г) Стратегия.
9. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но
не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:
А) Мат;
В) Пат;
Б) Ничья;
Г) Вечный шах.
10. Одновременное нападение на две фигуры:
А) Ложка;
В) Вилка;
Б) Крышка;
Г) Тарелка.
11. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры,
под ударом которой оказывается король?
А) Двойной шах;
В) Открытый шах;
Б) Кованый шах;
Г) Спертый шах.

12. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная
фигура:
А) Стратегия;
В) Гамбит;
Б) Дебют;
Г) Комбинация.
13. Самая ценная фигура в шахматном войске:
А) Ферзь;
В) Король;
Б) Ладья;
Г) Пешка.
№
вопроса
Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

в

в

г

в

в

а

г

в

в

в

в

в

в

Критерии оценивания
Высокий уровень
11-13 баллов

Средний уровень
8-10 баллов

Низкий уровень
до 7 баллов

Дидактические игры и задания(метапредметные)
«Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а учащиеся должны догадаться,
что это за фигура.
«В бой идут одни только пешки».
Расставляются пешки в первоначальной позиции. Побеждает учащийся, который первым
доведет свою пешку до 8 (1) горизонтали.
«Волки и овцы».
Расставляются две ладьи в первоначальной позиции с одной стороны и восемь пешек с
другой. Игру начинают ладьи. Цель пешек дойти до последней горизонтали. Цель ладей
произвести взятие всех пешек.
«Игра на уничтожение».
Педагог играет с учащимися ограниченным числом фигур, чаще всего по принципу
«фигура против фигуры». Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске.
Черные фигуры считаются «заколдованными», т.е. неподвижными.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирая такой маршрут передвижения
по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется с целью установить ее на определенное поле. При
этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную, причем так, чтобы не оказаться под
боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой нужно напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
«Защита».
Необходимо одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру».
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных последние проиграли
одну из своих фигур.
«Шах или не шах».
Приводится ряд положений, в которых учащиеся должны определить: стоит ли король под
шахом или нет.
«Пять шахов».
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Мат или не мат».
Приводится ряд положений, в которых учащиеся должны определить: дан ли мат черному
королю.
Количество набранных очков на соревнованиях(личностные)
вид
соревнований
внутренние
районные
республиканские
всероссийские

низкий
до 40
до 30
до 20
до 10

личные
%
средний
40-80
30-70
20-60
10-50

высокий
81-100
71-100
61-100
51-100

низкий
до 30
до 30
до 30
до 30

командные
%
средний
до 30
до 30
до 30
до 30

высокий
до 30
до 30
до 30
до 30

Российский рейтинг воспитанников, набранный на соревнованиях (7-12лет)
низкий
1000

7-8 лет
средний высокий
1000выше
1100
1101

низкий
10001050

9-10 лет
средний высокий
1051выше
1100
1101

низкий
10001100

11-12 лет
средний высокий
1101выше
1150
1151

Итоговая аттестация по общей физической и специальной физической подготовки.
Развиваемое физическое
качество

Контрольные упражнения
(тесты)
Мальчики

Девочки

Скоростные качества

Бег на 30 м
(не более 7,0 с)

Бег на 30 м
(не более 7,8 с)

Скоростно-силовые
качества

Прыжок в длину с места
(не менее 115 см)

Прыжок в длину с места
(не менее 110 см)

Выносливость

Приседание без остановки
(не менее 6 раз)

Приседание без остановки
(не менее 6 раз)

Сила

Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу
(не менее 5 раз)

Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу
(не менее 3 раз)

Координация

Челночный бег 3x10 м

Челночный бег 3x10 м

(не более 11.0 с)
Гибкость

(не более 11,5 с)

Наклон вперед из положения стоя с выпрямленными ногами
(пальцами рук коснуться пола)

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Наименование
группы
Шахматы

Продолжительность
обучения
(количество учебных недель)
46 недель
(с 1 сентября 2020 г. по 31
августа 2021 г.)

Количество занятий
в неделю/ в год

Количество ак.
часов в неделю/
в год

2/92

4/184

Методическое обеспечение программы
Дидактические материалы:
- Изучение и освоение техники игре в шахматы. Учебные пособия в электронном варианте.
- Правила соревнований.
- Положение о соревнованиях по шахматам.
- Набор концовок и этюдов для решения позиций.
- Диски с компьютерными программами.
Форма проведения занятий
Определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержанием
разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал
распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует
учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости
от конкретных условий работы в план можно вносит коррективы.
На занятиях по шахматам применяются разнообразные методы и формы. Широко
используются сказки, ребусы, загадки, занимательные задания, головоломки. И каждый,
даже, казалось бы самый простой термин рекомендуется изучать всесторонне.
Подготовка спортсменов, складывается из изучения шахмат деятельности и её
использования в других дисциплинах. На сегодняшний день шахматы взаимосвязаны с
большой группой учебных дисциплин: педагогикой, психологией, математикой, основами

компьютеризации, теорией и методикой физического воспитания, теорией и методикой
физической культуры и спорта, физиологией и т.д. При их изучении происходит
закрепление, конкретизация, расширение, углубление знаний и навыков обучающихся,
полученных в курсе шахматы. Таким образом, одной из важнейших особенностей
образования является его непрерывность.
Согласованность двух отмеченных составных частей образования при изучении
шахмат означает, что, с одной стороны, использование навыков должно исходить из
возможностей курса шахматы, а с другой стороны, сам курс в максимальной степени
должен учитывать потребности специальных дисциплин. Речь идёт о выборе
определений, обозначений, трактовке понятий, фактов и т.п. При этом уровень слияния и
взаимообогащения шахмат и специальных дисциплин должен отвечать реальным
потребностям специальности и реальным возможностям. Так как знаниям и умениям
присуще свойство угасания, то необходима целенаправленная работа по закреплению,
сохранению, развитию профессионально важных шахматных навыков.
Фундаментальность курса шахматы на практике означает овладение богатым
арсеналом технических средств и приемов ведения борьбы на всех стадиях партии.
Например, применительно к середине игры это означает знание и умение применения
технологий разыгрывания типовых позиций.
Подведение итогов по каждой теме, разделу, периоду обучения производится
участием в конкурсах и соревнованиях, оценивается каждое занятие с нарастанием
баллов.
В зависимости от уровня занимающегося, его возрастных особенностей,
готовности к определенным видам соревнований, при обучении по данной Программе
применяются следующие основные методы обучения:
- вербально-словесный метод: (рассказ, описания, лекция, беседа, работа с книгой);
- метод демонстрации (таблицы, планы, диаграммы, плакаты, раздаточный материал в
виде карточек с учебными позициями);
- метод экскурсий (организованное посещение обучающимися соревнований среди
взрослых, краевые, федеральные турниры);
- метод упражнений (решение специально подобранных тематических позиций,
направленных на выработку специальных умений и навыков);
- игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из
партий, сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач);
- соревновательный метод (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блицпартии и т.д.);
- метод анализа партий и типовых позиций (разбор учебных партий, разбор партий
обучающимися на индивидуальных или групповых занятиях; анализ типовых
позиций);
- метод современных технологий - компьютерное обучения (умение использовать
компьютер в качестве партнера, тренера, помощника, умение пользоваться
различными шахматными базами, модулями, энциклопедиями).
Программа предоставляет возможность педагогу использовать на занятиях как
любой из вышеперечисленных методов отдельно, так и в комплексе.
Кадровое обеспечение
Тренеры-преподаватели, имеющие профильное среднее или высшее образование в
области физической культуры и спорта, либо получающие образование по профилю, либо
прошедшие курсы повышения квалификации по спортивной направленности
Материально-техническое обеспечение программы

Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен
отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10-15
человек):
- комплекты шахмат и досок (20 комплектов);
- тетради, ручки-15 шт;
- компьютер-1;
-магнитная доска с фигурами-1 шт.
- шахматные часы.

Список литературы
1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.

Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика преподавания знаний
[Текст]/ С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – Москва: ООО «Дайф», 2015. – 256 с.
Барский В.Л. Шахматы: второй год обучения. Методика преподавания
знаний[Текст]/ С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – Москва: ООО «Дайф», 2011. –
288 с.
Воробьев
Е.
Актуальный
открытый
дебют:
1.e4e5
2.Kf3Kc6
3.Cc4.[Текст]/У.Воробьев,
А.Дорофеева,
О.Врублевская.
–
Москва:
Издательство «Дорофеева Анна Геннадьевна», 2018. – 192 с.
Дворецкий М.И. Искусство маневрирования[Текст]/ Дворецкий М.И. – Москва:
Библиотека РШФ, 2016. – 256 с.
Сакаев К. Учебник шахматной стратегии[Текст]/ К. Сакаев, К. Ланда. – Москва:
Библиотека РШФ, 2016. – 360 с.
Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» - [Текст]/ Гришин В.Г. М.:
Просвещение, 1991.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. –[Текст] / Сухин И. М.:
Педагогика, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».